Статья поступила 19.12.2023.
Посмотрим на то, как Богданов формулирует принципы тектологии в предисловии к немецкому изданию.
Прежде всего он акцентирует, что исходным пунктом его подхода является стремление найти обобщенную форму решения жизненных задач. Приводятся примеры того, как общее решение позволяет решить не только конкретную задачу, но и множество задач. «Так мы приходим к вопросу об универсально-обобщенной постановке задач. Это и есть наша постановка. Она должна охватывать все реальные и возможные задачи — и познавательные, и практические» [3, с. 47]. Если двигаться по этой направляющей, то в пределе мы придем к предположению о возможности некой действительно «универсально-обобщенной» постановки всех возможных задач. Так Богданов и делает. Его тектология реализуется на этом предположении, превращенном уже в постулат.
Далее Богданов отделяет свой подход от обобщенно понимаемого философского подхода. «Философия стремилась к универсальному объяснению существующего, стремилась к универсальному руководству жизнью. Это были задачи всеобщего масштаба, но в них не заключалось идеи всеобобщающего метода, относящегося и к этим, и ко всяким частным задачам. Не возникла она и тогда, когда философия стала принимать методологический характер, облекаться в формы “гносеологии” либо даже “общей методологии”. Тут всегда подразумевалось, что теория и практика по методу принципиально различны и с этой стороны сведения к единству не допускают» [3, с. 47]. Итак, недостаточность философии в том, что она, с одной стороны, недостаточно последовательно реализовывала идею «всеобобщающего метода», а с другой стороны — не находила оснований для заключения теории и практики в рамки такого единого метода.
Отвечая на вопрос «возможна ли действительно универсальная постановка задач?», Богданов утверждает свою «организационную точку зрения». «Это относится безусловно ко всем, действительным и возможным, задачам. Надо ли построить дом — это осуществимо только потому, что имеются налицо необходимые элементы, т.е. дерево, камень, известь, стекло, топоры, пилы, молотки и другие орудия, рабочая сила плотников, каменщиков и проч.; и осуществимо только таким путем, что элементы соединяются и разъединяются, приводятся в новые сочетания; а конечный результат — здание — характеризуется такой связью и соответствием своих элементов, что заключает в себе нечто большее, чем то, что было в них первоначально дано, именно повышение гармонии между людьми и их физической средой, — представляет, следовательно, с точки зрения людей, “организованную” систему» [3, с. 48].