По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 624.078.3

Технология возведения купола АЭС

И. А. Иванов доктор технических наук, доцент, E-mail: ivanova-2006@mail.ru
А. А. Ищенко кандидат экономических наук, Председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, E-mail: ishchenko@ros-voir.ru

В статье рассматриваются вопросы строительства купола АЭС, несколько способов удаления каналообразователей из бетона и заполнения этого пространства бетоном. Также предлагается для криволинейного расположения арматуры применить арматуру, изготовленную из металла с памятью формы, описывается технология применения такой арматуры и её преимущества перед применяемой.

Литература:

1. Бачинский В.Я. Некоторые вопросы, связанные с построением общей теории железобетона // Бетон и железобетон. — 1979. — №11. — С. 35–36.

2. Бондаренко В.М., Бондаренко С.В. Инженерные методы нелинейной теории железобетона. — М.: Стройиздат, 1982. — 274 с.

3. Васильев П.И. Вопросы развития теории железобетона // Бетон и железобетон. –1980. — №4.

4. Гамбаров Г.А. и др. Балочные конструкции, усиленные предварительно напряженными элементами // Предварительно напряженные конструкции с непрерывным армированием. Труды НИИЖБ. — М.: Стройиздат, 1970. — С. 85–92.

5. Гвоздев А.А., Дмитриев С.А., Крылов С.М. и др. Новое о прочности железобетона. — М.: Стройиздат, 1977. — С. 47–76, 198–223.

6. Гервик Б. Предварительно напряженные железобетонные конструкции в строительстве. — М.: Стройиздат, 1978.

7. ГОСТ 22362-77. Конструкции железобетонные. Методы измерения силы натяжения арматуры. — М.: Изд-во стандартов, 1977.

8. Градюк И.И., Стасюк М.И. Раскрытие и закрытие трещин в изгибаемых элементах со смешанным армированием // Бетон и железобетон. — 1983. — №3.

9. Лейтес Е.С. К построению теории деформирования бетона, учитывающей нисходящую ветвь диаграммы деформаций материала // Новые исследования элементов железобетонных конструкций при различных предельных состояниях. Труды НИИЖБа. — М.: 1982. — С. 24–32.

10. Ли Т.И. Проектирование предварительно напряженных железобетонных конструкций. — М.: Госстройиздат, 1960. — С. 66–91.

11. Мадатян С.А. Технология натяжения арматуры и несущая способность железобетонных конструкций. — М.: Стройиздат, 1980. — 196 с.

12. Мадатян С.А. Общие тенденции производства и применения обычной и напрягаемой арматуры // Бетон и железобетон. — 1997. — №1. — С. 2–5.

13. Ганс Мелль. Предварительно напряженный железобетон. — М.: Госиздательство литературы по строительству, архитектуры и строительным материалам, 1958.

14. Конструкции железобетонные монолитные с напрягаемой арматурой без сцепления с бетоном. Правила проектирования: методическое пособие «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве». — М., 1917.

15. Патент РФ-2765004.

16. Заявка РФ-2021127901.

Так как мы пишем статью для специалистов, то некоторые подробности опускаем, чтобы не загружать статью и мозги строителям.

Внутренний купол уже давно строят, применяя напряжённый железобетон. Это облегчает конструкцию и придаёт дополнительную прочность. Казалось бы, а что ещё надо? Ан, нет! Всё дело в долговечности и прочности.

Раз конструкция криволинейная, то и применять моно арматуру и, тем более натягивать ее по радиусу, невозможно. Значит арматура должна быть гибкой, а это струнная арматура и канат.

Как мы помним, натягивать арматуру по прямой уже не составляет труда — всё разработано, освоено и давно применяется. А вот натяжение по криволинейной траектории расположения арматурного элемента — это задача из задач. На практике это выглядит так - перед заливкой бетона в форму укладывают каналообразователи, которые состоят из пластмассы различного состава, заливают бетон и после его схватывания (72 часа) в каналообразователь пропускают арматурный элемент (канат). Это делается вручную или при помощи специальной машины. Для того чтобы канат легко проходил в этот каналообразователь, его покрывают пластмассовой плёнкой, производят натяжение, между канатом и каналообразователем, заливают масло. Пробовали применять вместо пластмассовых трубок металлическую гофру. Но это не помогает. При натяжении каната вся сила натяжения (натяжение по радиусу) идет от каната на нижнюю часть гофры, гребни которой интенсивно разрушаются, но не полностью. Со временем (тоже происходит и при применении пластмассовых трубок, но в меньшей мере) натяжение арматурного элемента ослабевает и требуется дополнительная натяжка арматуры. Мы при достоинствах натяжения арматуры всегда упоминаем, что расход металла уменьшается, а здесь он увеличивается. И если этот металл (гофра) перевести в арматуру, то с таким же успехом можно достичь такой же прочности без натяжения арматуры и без лишних хлопот (гофра, натяжение, инъекцирование и т.д.). Что делать? Надо, чтобы арматура и бетон работали совместно. Но как это сделать? Ведь работа бетона совместно с арматурой — это целое направление в отрасли ЖБ, а здесь пробел. Весь вопрос в том, как извлечь каналообразователь из застывшего бетона, ведь бетон уменьшается в размерах и плотно охватывает каналообразователь. Когда натяжение производится по прямой, то вместо каналообразователя распологают трубу, которую через каждые 4 часа продёргивают и проворачивают. Через 12–16 часов её извлекают и канал готов. Арматуру натягивают, расстояние между арматурой и бетоном заливают специальным бетоном — конструкция становится монолитом.

Для Цитирования:
И. А. Иванов, А. А. Ищенко, Технология возведения купола АЭС. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: