По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3.004 DOI:10.33920/sel-10-2308-04

Технология восстановления шатунов комбинированием электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков

Задорожний Р. Н. ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Представлены результаты микрометражных исследований ремонтного фонда шатунов двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 и Raba-MAN. Описана новая технология восстановления шатунов дизельных двигателей с косым разъемом комбинированием способов электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков. По результатам экспериментальных исследований определены физико-механические свойства и фреттинг-коррозионная стойкость применяемых при восстановлении шатунов покрытий.

В дизельных двигателях сельскохозяйственных, дорожно-строительных, лесных и других тяжело нагруженных машин применяются шатуны разнообразных конструкций, как с прямым, так и с косым разъемом нижней головки.

Проведенный анализ ремонтного фонда шатунов с косым разъемом нижней головки на примере шатунов двигателей ЯМЗ-236/238 и Raba-MAN в доремонтном и межремонтном периодах эксплуатации показал, что 66 и 36 % отверстий НГШ (нижних головок шатунов) имеют превышение допуска по износу, а 81 и 85 % превышают допустимые отклонения по форме отверстия. С учетом сочетания указанных дефектов НГШ 99 % шатунов ЯМЗ-236/238НБ и 96 % Raba-MAN требуют восстановления. При этом около 45 % НГШ ЯМЗ-236/238 и 40 % шатунов Raba-MAN из числа ремонтного фонда имеют износ до 200 мкм.

Шатуны с изношенными втулками верхних головок встречаются у 96 %, которые, как правило, заменяются новыми. Данные микрометражных исследований ремонтного фонда позволили оценить распределение и определить коэффициенты повторяемости основных дефектов шатунов.

Основными способами восстановления работоспособности шатунов с предельными износами и отклонениями формы поверхности НГШ в современном ремонтном производстве являются обработка в ремонтный размер и нанесение покрытия. На обработку в ремонтный размер приходится практически все 100 % ремонтов шатунов. Это связано с простотой способа, однако произвести ремонт данным способом можно ограниченное количество раз.

Широкое применение в ремонтном производстве восстановления шатунов c использованием металлопокрытий ограничивается рядом технологических, экологических и экономических причин, главной из которых можно назвать недопущение техническими требованиями на капитальный ремонт двигателей использование термических методов.

Однако появление и развитие таких перспективных способов, которыми являются электроискровая обработка и холодное газодинамические напыление, позволили обойти вышеперечисленные препятствия при восстановлении шатунов и получать покрытия с заданными механическими свойствами, требуемой толщины, с минимальным термическим влиянием на основу.

Для Цитирования:
Задорожний Р. Н., Технология восстановления шатунов комбинированием электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: