По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3.004 DOI:10.33920/sel-10-2202-03

Технология восстановления шатунов комбинированием электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков

Р. Н. Задорожний вед. науч. сотр., руководитель, ЦКП «Нано-Центр»

Представлены результаты микрометражных исследований ремонтного фонда шатунов двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 и Raba-MAN. Описана новая технология восстановления шатунов дизельных двигателей с косым разъемом комбинированием способов электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков. По результатам экспериментальных исследований определены физико-механические свойства и фреттинг-коррозионная стойкость применяемых при восстановлении шатунов покрытий.

В дизельных двигателях сельскохозяйственных, дорожно-строительных, лесных и других тяжелонагруженных машин применяются шатуны разнообразных конструкций как с прямым, так и с косым разъемом нижней головки.

Проведенный анализ ремонтного фонда шатунов с косым разъемом нижней головки на примере шатунов двигателей ЯМЗ-236/238 и Raba-MAN в до- и межремонтном периодах эксплуатации показал, что 66 и 36 % соответственно отверстий НГШ (нижних головок шатунов) имеют превышение допуска по износу, а 81 и 85 % — превышают допустимые отклонения по форме отверстия. С учетом сочетания указанных дефектов НГШ 99 % шатунов ЯМЗ-236/238НБ и 96 % Raba-MAN требуют восстановления. При этом около 45 % НГШ ЯМЗ-236/238 и 40 % шатунов Raba-MAN из числа ремонтного фонда имеют износ до 200 мкм.

Шатуны с изношенными втулками верхних головок встречаются в 96 % случаев, которые, как правило, заменяются новыми. Данные микрометражных исследований ремонтного фонда позволили оценить распределение и определить коэффициенты повторяемости основных дефектов шатунов.

Основными способами восстановления работоспособности шатунов с предельными износами и отклонениями формы поверхности НГШ в современном ремонтном производстве являются обработка в ремонтный размер и нанесение покрытия. На обработку в ремонтный размер приходятся практически все 100 % ремонтов шатунов. Это связано с простотой способа, однако произвести ремонт данным способом можно ограниченное количество раз.

Широкое применение в ремонтном производстве восстановления шатунов с использованием металлопокрытий ограничивается рядом технологических, экологических и экономических причин, главной из которых можно назвать недопущение термических методов при ремонте двигателей по техническим требованиям на капитальный ремонт.

Однако появление и развитие таких перспективных способов, которыми являются электроискровая обработка и холодное газодинамическое напыление, позволили обойти вышеперечисленные препятствия при восстановлении шатунов и получать покрытия с заданными механическими свойствами, требуемой толщины, с минимальным термическим влиянием на основу.

Для Цитирования:
Р. Н. Задорожний, Технология восстановления шатунов комбинированием электроискровой обработки и холодного газодинамического напыления порошков. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: