В современных автоматизированных навигационных системах диспетчерского управления (АНСДУ) серьезной проблемой остается низкая эффективность работы диспетчера при выполнении основных технологических операций, что особенно остро проявляется при работе пассажирского транспорта в условиях транспортных потоков высокой плотности и приводит к резким увеличениям нагрузки на диспетчерский персонал. Данное обстоятельство определяет актуальность исследований в части научного обоснования направлений совершенствования технологии автоматизированного диспетчерского управления городским пассажирским транспортом (ГПТ).
В первой главе проведен анализ государственной политики в области внедрения навигационных технологий на автомобильном транспорте. Одним из основных инструментов государственной политики явилась федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» (ФЦП ГЛОНАСС). Показано, что основные направления использования спутниковых навигационных технологий в рамках реализации мероприятий ФЦП ГЛОНАСС связаны с разработкой и внедрением АНСДУ для автомобильного транспорта различного назначения. При этом одним из приоритетных направлений внедрения явился городской пассажирский транспорт. На рис. 1 показана динамика развертывания АНСДУ городским транспортом в рамках реализации мероприятий ФЦП ГЛОНАСС.
Во второй главе проведены теоретические исследования технологических операций диспетчерского управления городским пассажирским транспортом, работающим в условиях транспортных потоков высокой плотности.
На первом этапе теоретических исследований выполнен анализ факторов, влияющих на процессы диспетчерского управления, и основные причины возникновения сбойных ситуаций. Показано, что рабочая нагрузка диспетчерского персонала АНСДУ зависит от различных факторов, включая воздействие на процесс управления перевозками различного рода случайных факторов. При этом качество и эффективность процессов функционирования системы управления пассажирскими перевозками зависят от качества выполняемых диспетчером управляющих воздействий.