Сегодня главный материал для возведения каркаса высотных сооружений — монолитный железобетон. Хотя бы потому, что на основе железобетонного каркаса созданы многие известные небоскребы, в том числе и мировые рекордсмены — башня «Бурж Дубай» (высота 818 м) и высотки нефтяного концерна Петронас в Малайзии (высота 432 м). Следует отметить, что ежегодное производство бетона, используемого для возведения монолитных конструкций различных зданий и сооружений, превышает 1,5 млрд м3, а на изготовление этих конструкций расходуется больше половины мирового производства цемента. По объемам выпуска и области своего применения монолитный бетон опережает другие виды строительных материалов.
О возможных перспективах высотного строительства в нашей стране еще пару лет назад рассуждали только на научных конференциях. Среди причин скептического отношения было отсутствие полноценной нормативной базы, опыта у архитекторов и проектировщиков, технологов и строителей. Тем не менее уже тогда многие специалисты приходили к выводу, что именно высотное строительство даст отечественному стройкомплексу импульс к переходу на более высокий научно-технический уровень.
Со временем появилось понимание, что потенциал монолитного бетона как замечательного конструкционного материала, позволяющего возводить яркие и выразительные сооружения, используется не в полной мере. Очевидно, что расширению области его применения в высотном строительстве будет способствовать освоение новых технологий, создание и внедрение современных опалубочных систем, систем комплексной механизации технологических процессов приготовления, доставки, подачи и укладки бетонной смеси, ускоренных методов твердения при круглогодичном производстве работ.
Основу процесса возведения монолитных высотных зданий составляет комплекс технологических и организационных мероприятий, направленных на оптимизацию сроков производства работ, снижение их трудоемкости и обеспечение требуемого качества конструкций.
В мировой практике в основном востребован бетон классов С40–С60. В последние годы наметилась тенденция к использованию высокопрочных бетонов — С60–С90. Так, в монолитном каркасе комплекса «Федерация» в Москве заложен бетон классов С60 и С80–С90. С конструктивной точки зрения класс материала зависит от действующих нагрузок по высоте здания. Примером рационального использования классов бетона может служить каркас Jin Mao Building (г. Шанхай), мегаколонны которого сечением 1,5 х 5,0 м на нижних и 1,0 х 3,5 — на более высоких этажах, возведены из бетонов С80–С40. В 72-этажном здании (264 м) Tiump World Tower (г. Нью-Йорк, США) прочность данного конструкционного материала варьировалась как по высоте, так и по видам конструктивных элементов. В нижних этажах применен бетон класса С85.