По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 73 DOI:10.33920/nik-02-2102-02

Технология создания телевизионной программы

Савостьянов Александр Иванович проф. Института массмедиа, факультета журналистики, кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», д-р пед. наук, проф., заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник высшей школы РФ Россия, 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, E-mail: kotova20082009@yandex.ru

В статье раскрывается процесс создания телевизионной программы на отечественном телевидении. Рассмотрены этапы подготовки к процессу создания телепрограммы, специфика и особенности воплощения ее идеи. Материал статьи может быть использован в рамках направления подготовки «Тележурналистика».

Литература:

1. Савостьянов А.И. Специфика телевизионной режиссуры: основные составляющие профессии телевизионного режиссера // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: по материалам Х Всероссийской научно-практической конференции. — М.: РГГУ, 2019. — С.131–140.

2. Савостьянов А.И. Медиаграмотность школьников как фактор эффективности образования: к вопросу о композиционном построении кадра в профессии телережиссера // Медиаграмотность-2019: по материалам научно-практической конференции ЧУВО «Российский исламский институт». — Казань, 2020. — С.115–118.

3. Савостьянов А.И. Медиаграмотность студентов как фактор эффективности образования: к вопросу о композиционном построении кадра в профессии телережиссера // Ученый совет. — 2019. — № 1. — С. 56–59.

1. Savost'yanov A.I. Spetsifika televizionnoy rezhissury: osnovnyye sostavlyayushchiye professii televizionnogo rezhissera // Sredstva massovoy kommunikatsii v mnogopolyarnom mire: problemy i perspektivy: po materialam KH Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — M.: RGGU, 2019. — S.131–140.

2. Savost'yanov A.I. Mediagramotnost' shkol'nikov kak faktor effektivnosti obrazovaniya: k voprosu o kompozitsionnom postroyenii kadra v professii telerezhissera // Mediagramotnost'-2019: po materialam nauchno-prakticheskoy konferentsii CHUVO «Rossiyskiy islamskiy institut». — Kazan', 2020. — S.115–118.

3. Savost'yanov A.I. Mediagramotnost' studentov kak faktor effektivnosti obrazovaniya: k voprosu o kompozitsionnom postroyenii kadra v professii telerezhissera // Uchenyy sovet. — 2019. — № 1. — S. 56–59.

Савостьянов Александр Иванович

Cоздание телепрограммы — творческий процесс, где весьма проблематично следовать определенному плану и алгоритму. Ведь все программы по-своему уникальны и невозможно разработать шаблон успешного среди зрителей проекта. Однако существуют основные этапы создания телевизионных программ, без которых даже самые творческие и непредсказуемые специалисты не смогут обойтись. Можно выделить шесть основных этапов создания телепередачи:

1. Разработка идеи и концепции.

2. Сбор материала.

3. Написание сценария.

4. Съемки.

5. Монтаж.

6. Подготовка материала к выходу в эфир.

ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Первое, о чем должны задуматься авторы проекта, — это актуальность выбранной темы, так как именно это и побуждает зрителя остановить свой выбор на той или иной программе. Тема телевизионной передачи должна быть понятна зрителю с первой минуты просмотра. Поэтому при разработке идеи передачи необходимо разбираться в последних мировых тенденциях и обладать широким, разносторонним мышлением. Обусловлено это тем, что программа создается для широкой массы людей, она должна быть интересна и понятна большинству аудитории. Однако распыляться не стоит. Нужно четко понимать требования телеканала и разбираться в предпочтениях целевой аудитории, ведь только она сможет принести высокие рейтинги и успех будущей передаче.

Помимо этого, одной из основных деталей создания идеи является проблематика. Как правило, авторы проектов пытаются затронуть либо популярные темы, либо проблемы, которые общество не затрагивает. Здесь основной задачей авторов является доказать зрителям, что, если эти проблемы не найдут своего решения, общество сильно пострадает. Здесь же могут возникнуть пути решения проблем, что затронет зрительскую аудиторию на бытовом уровне.

На этапе создания идеи необходимо задуматься о том, какие визуальные средства художественной выразительности могут быть применены. Ведь телевизионные программы создаются для визуального восприятия, и даже самая интересная идея покажется скучной без подобающего видеоряда.

Уже в процессе разработки идеи стоит задуматься над названием будущего телепродукта. Ведь название является одним из ключевых факторов успеха программы. Название формирует в себе несколько важных функций: номинативную, информативную и экспрессивную. Жизненный цикл передачи будет напрямую зависеть от грамотно сформированного названия. Название — это не просто имя передачи, это бренд, который будет характеризовать всю деятельность компании. Лаконичные и легко запоминающиеся названия, наиболее точно отражающие тематику передачи, пользуются наибольшей популярностью. Например: «В теме!», «Беременна в 16», «Голос». Такие короткие названия помогут аудитории быстро запомнить программу и связать название с тематикой передачи. (Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения.)

СБОР МАТЕРИАЛА

В зависимости от идеи проекта проводят следующий этап в структуре организации программы — сбор материала. Как правило, для успешного освоения тематики передачи авторы проекта изучают и анализируют специальную литературу, знакомятся с биографией жизни главных и второстепенных героев, узнают различные экспертные мнения по данной теме. Самое главное, на этапе сбора информации мыслить как можно шире. Не стоит сразу же делать выводы по данной проблеме, лучше опросить широкий круг людей и узнать их мнение, на основе которого можно сделать качественную программу. Над уже изученными материалами следует сделать анализ, выявить определенные аргументы и в дальнейшем ссылаться на них. Для профессии журналиста такой метод работы наиболее понятен. Прежде чем взять интервью, журналист анализирует всю информацию о человеке, отсекает ненужное и опирается на факты и события, с помощью которых можно составить интересную беседу.

ПОДГОТОВКА СЦЕНАРИЯ

Прежде чем начинать подготовку сценария, нужно четко понимать, что это литературный очерк будущей экранной композиции, где отражены изобразительные и звуковые решения. Основой сценария является сюжет. Это логически выстроенная последовательность действий. Как правило, идея авторов проекта отображается в сценарии. Существует также сценарный план, где четко и ясно прописываются все действия для участников команды, задействованных в создании программы. Основным условием написания сценария является наличие таких пунктов, как целевая авторская установка, главные действующие герои, место, где разворачивается сюжет, способы съемки и логическая последовательность эпизодов. Одной из функций сценария является то, что он помогает съемочной группе и участникам программы раскрыть свое нравственное, эмоциональное настроение по отношению к проекту.

При написании сценария невозможно обойтись без ключевых средств художественной выразительности (изобразительных, драматургических и звуковых). Главная функция сценариста — грамотно сочетать средства выразительности для более красочной передачи информации зрителю. Первая, последняя и единственная заповедь сценариста: будь достоин аудитории, дорожи ее мнением, вниманием и временем. Единственное нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным.

Сюжет является одной из важнейших частей при создании сценария. Структура сюжета была сформулирована около трех тысяч лет назад Аристотелем. По его мнению, сюжет состоит из трех компонентов: начала, середины и конца.

Начало настраивает зрителя на те эмоции, которые помогут окунуться в атмосферу происходящего, познакомят зрителя со временем и местом действия. Также задаст необходимую тональность и экспрессию. Середина — развивает действия и приводит героев к кульминации. В конце зритель осознает смысл происходящего и подводит итоги после увиденного.

Существует два вида сценарных разработок:

• сценарный план;

• литературный сценарий.

Как правило, в сценарном плане определяется целевая установка будущей программы, указываются эпизоды развития событий, также описываются места съемок и технические приемы.

ПЕРЕНОСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Прежде чем начинать съемку, проводят репетицию, особенно для программ, идущих в прямом эфире. Ведущий репетирует речь и проговаривает текст, тренируя свои речевые навыки. Звукооператор проверяет работу громкоговорителей и микрофонов. Оператор выстраивает композицию кадра, продумывает схему передвижения камеры и схему изменения фокусного расстояния. Работа оператора считается одной из основных, так как зрители не запоминают слов, но в их памяти на долгое время откладывается картинка. Рассмотрим методы съемки видеооператора. Методы съемки оператора:

1. Глубина резкости. Позволяет сделать изображение более четким и ясным.

2. Фокусировка. Плавно изменяет ширину плана, не перемещая при этом камеру.

3. Освещение. Помогает выделить или смягчить различные настроения, передаваемые на съемочной площадке.

4. Трансфокатор. За счет него оператор может незаметно изменить ширину плана.

5. Построение кадра. Здесь активно работает правило «тройного деления». Это более композиционный момент. Следует повторить кадр так, чтобы объект размещался по линиям сетки или на их пересечении.

6. Баланс. Баланс крупных и малых объектов в кадре.

7. Уравновешенные планы. Требуются для поддержания баланса изображения.

8. Запись звука. Звук, регистрирующийся во время съемки. Передается на видеомагнитофон камеры, по средствам входа звукового сигнала.

9. Ракурс. Помогает снять объект в задуманном видео. Монтажный план.

МОНТАЖ ТЕЛЕПРОГРАММЫ

Монтаж телевизионной программы является сложным, трудоемким процессом, включающим в себя процесс осмотра и обработки материала, который удалось снять. В завершающей стадии монтажа должен получиться цельный материал, который имеет логическую связь. Монтаж, как средство телевизионной выразительности, наделяет программу необходимым ритмом и атмосферой. Существует несколько видов монтажа:

• внутрикадровый;

• межкадровый.

Профессиональный монтажер должен иметь представление о концепции и смысле передачи, о ее продолжительности. Поэтому одной из главных составляющих в работе монтажера является монтажный план. Он включает в себя описание кадров, которые должны войти в эфир, или, наоборот, какие кадры стоит исключить. Также в этом документе представлены пожелания звукорежиссера относительно музыкального сопровождения и звуковых эффектов. Иными словами, монтажный план — инструмент, который облегчает трудоемкий процесс нарезки и компоновки кадров, следуя ему, специалист по монтажу сможет объединить кадры в соответствии с режиссерской задумкой и комментариями звукорежиссера [3]. Подробное и ясное описание материала в плане является неотъемлемой частью успеха любого телепродукта. Монтаж — это искусство, где гармонично сочетаются воедино изображение и звук. Существует множество делений способов монтажа, но в работе будут приведены основные из них, например линейный и нелинейный монтаж.

Линейный монтаж представляет собой вид любительского монтажа. Процесс является достаточно легким. В режиме реального времени с видеокамеры на видеомагнитофон перезаписывают материал. Фрагменты видео в определенном порядке состыковываются в логической последовательности. Заранее заготовленные заставки располагают в начале и конце видеоряда. Монтажер имеет возможность обрезать неподходящие кадры, но использование дополнительного материала (фотографий, анимационных заставок) ограничено.

Одними из главных преимуществ линейного монтажа являются:

• надежность аппаратуры;

• легкость при соблюдении хронометража;

• скорость процесса.

Одними из главных недостатков линейного монтажа являются:

• большая стоимость технических средств;

• некачественное изображение;

• устаревшие методы создания видеоряда;

• нехватка специалистов, разбирающихся в линейном монтаже;

• незначительные ошибки влекут за собой полную перезапись материала.

Как было сказано ранее, существует не только линейный, но и нелинейный монтаж. Этот вид монтажа используется для цифрового видеоматериала. Одним из главных положительных качеств такого монтажа является то, что к «склейке» кадров можно приступать сразу же после того, как отсняли материал. Существует лишь один нюанс —запись должна производиться на жесткий диск. Если же запись осуществлялась на ленточный носитель, монтажер будет вынужден сначала оцифровать запись, а затем уже начать процесс монтажа.

Одними из главных преимуществ линейного монтажа являются:

• доступная стоимость технических средств;

• легкий способ обнаружения любой части видео ряда;

• возможность визуального контроля монтажа и многоразового возврата к месту деятельности;

• возможность перезаписи, благодаря чему исключаются ненужные звуки и шумы.

Одними из главных недостатков линейного монтажа являются:

• долгое время оцифровки ленточного носителя;

• ограниченность цифрового пространства.

ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА К ЭФИРУ

По окончании съемок и монтажа программы редактору необходимо проверить видеоматериал на соблюдение моральных и этических норм.

Также следует проследить, не нарушен ли закон.

ФОРМИРОВАНИЕ РАСПИСАНИЯ И ВЫПУСК ПРОГРАММ

По мере завершения процессов производства передач они накапливаются в виде видеофонограмм в видеофонотеке или в виде файлов в видеосервере. Формирование программы заключается в выстраивании в необходимой последовательности (в соответствии с расписанием) готовых к выпуску передач [1]. Составляется список эфирных решений («микрофонная папка» или «плей-лист» [от англ. play list]), который содержит наименования передач с их продолжительностью в той последовательности, в которой они должны быть выпущены в эфир. В список могут быть включены и прямые передачи, вставки ведущего, вставки прямой трансляции, а также рекламные вставки. Редактирование расписания сводится к перестановкам перечисленных передач и вставок, выкидкам или новым вставкам. В современном телевидении, как общедоступном, так и коммерческом (кабельном, спутниковом), действует жесткий принудительный принцип: аудитория потребляет то и только то, что предложил ей сегодня производитель программ, по сути, навязывающий зрителям содержание передач, время их выхода в эфир и т.п. Чтобы удовлетворять всевозрастающим запросам зрителей, телевидение пошло по предсказуемому пути развития — увеличения числа каналов. Разумеется, телевизионные компании, заинтересованные в высоком рейтинге, изучают потребности и пожелания аудитории, проводя разнообразные рейтинговые опросы, а затем формируют свои программы в соответствии с результатами этих измерений, однако здесь имеет место лишь некая социально усредненная не персонифицированная интерактивность: рядовому зрителю остается лишь смотреть (или не смотреть) то, что ему предлагают [2].

За всю историю телевидения стихийное стремление зрительской аудитории к интерактивности выражалось в письмах и звонках на телестудию, призванных хотя бы на низшем уровне реализовать обратную связь с источником информации. Так же, как и другая современная ее разновидность, когда телезрители звонят в студию и тем самым «влияют» на ход передачи, поскольку эта интерактивность опять-таки общая для всей аудитории. Но интереснее, а потому необходимее интерактивность «персональная», обеспечивающая безотлагательное предоставление пользователю по его запросу любого информационного материала, имеющегося в «меню» поставщика, причем режим предоставления информации должен определяться пользователем. Главное — это переход от широковещательных (broadcasting) технологий к узконаправленным (narrowcasting) и индивидуальным: из пассивных потребителей общедоступной теле- и видеоинформации телезрители превращаются в активных участников процесса формирования и распространения телепрограмм. Несомненно, этому поспособствовало развитие таких индустрий, как телевизионные игры, лотереи, голосования. Участие в них при помощи телефонной связи неудобно, а зачастую и невозможно. Потребовалось полностью интерактивное телевидение, обеспечивающее непосредственное взаимодействие пользователя и телестудии. Однако интерактивное телевидение не следует понимать в узком смысле, что это в основном видеоигры. Интерактивное телевидение — это глобальное понятие, означающее принципиально новый этап в развитии телевидения. Слово «интерактивное» произошло от слияния двух английских слов: inter — «между» и active — «деятельность, активность», то есть активное взаимодействие между пользователем и источником информации. В чистом виде система интерактивного телевидения — это система телевидения, обеспечивающая пользователю возможность выбора вида телепередачи и времени начала ее воспроизведения. Однако в настоящее время понятие интерактивного телевидения значительно расширилось и обычно классифицируется в зависимости от наличия дополнительных услуг, по архитектуре построения сети, по организации обратного канала, по скорости передачи данных в обратном канале, по степени интерактивности.

Язык статьи:
Действия с выбранными: