Система позволяет решать следующие задачи:
• потоковая термометрия пассажиров и водителя транспортного средства;
• автоматический контроль ношения индивидуальных средств защиты (масок);
• контроль соблюдения социальной дистанции между пассажирами;
• подсчет пассажиров (с использованием технологии одновременной обработки видеопотока в видимом и инфракрасном спектре), отслеживание фактической загрузки линий;
• пресечение махинаций со стороны пассажиров, уклоняющихся от оплаты проезда, а также со стороны водителя/ контролера по взиманию денег с пассажиров без выписывания билетов;
• контроль безопасного вождения с определением резких маневров или засыпания водителя, а также курения в салоне.
Система мониторинга пассажиров общественного транспорта основывается на одновременной обработке видеопотоков от двух видеокамер в видимом и дальнем (8–14 мкм) инфракрасном диапазоне.
В качестве вычислительной платформы прототипа используется опытный образец изделия «СКАУТ MT-700 DVR PRO», к которому подключаются тепловизор и обычная IP-камера, а также монитор и клавиатура для настройки системы и визуализации результатов (рис. 1).
Обработка видеопотоков осуществляется программно с помощью библиотеки компьютерного зрения OpenCV с использованием нейронных сетей для распознавания и классификации объектов.
Контроль правил перевозки пассажиров со стороны как водителя/контролера, так и пассажиров выполняется на сегодняшней день посредством людей-контролеров, с помощью механических турникетов или автоматизированных систем контроля пассажиропотока.
На данный момент часты случаи обмана работодателя за счет провозки части пассажиров с оплатой «себе в карман». В некоторых случаях водитель с кондуктором работают в сговоре и совершают даже дополнительные рейсы. В последнем случае компания-перевозчик не только несет убытки за счет недополученной прибыли с таких рейсов, но еще и фактически оплачивает бензин на эти рейсы.