По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.044–056.24 DOI:10.33920/pol-01-2007-04

Технологии социальной работы с инвалидами в трудах отечественных авторов

Людмила Станиславовна Деточенко кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой социальных технологий, ФГБОУ ВО «Южный Федеральный университет», Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 105/42 e-mail: maksimus6488@yandex.ru
Юлия Сергеевна Бойко ФГБОУ ВО «Южный Федеральный университет», 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 105/42 тел.:89515005152, e-mail: yuliaboyko333@mail.ru

В статье описываются технологии социальной работы, которые играют особую роль в интеграции инвалидов в общество, направлены на выявление проблем и пути их решения. Использование технологий способствует предотвращению социальных рисков, формированию жизненных ориентаций, а также содействие в получении образования и поиске работы. В статье рассмотрены взгляды отечественных авторов на технологии социальной работы, на их роли в жизнедеятельности людей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, а также роль в развитии коммуникационных навыков для дальнейшей адаптации инвалида.

Литература:

1. Андрусяк Н. Ю., Безенкова Т. А. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Гуманитарно-педагогические исследования. 2018; 1: 4–30.

2. Басов Н. Ф. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — Москва : КНОРУС. 2012: 400 с.

3. Болдина М. А., Деева Е. В. Социальная адаптация как технология социально-педагогической работы с детьми-инвалидами. Евразийский союз ученых. 2015; 6–3 (15): 66–68.

4. Болдина М. А., Деева Е. В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Социально-экономические явления и процессы. 2013; 11 (57): 167–173.

5. Бурцева И. В., Агулина С. В. Использование потенциала арт-терапии в системе социально-педагогической работы с детьми-инвалидами. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 211–212.

6. Григорьева Е. И. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие для вузов. — Тамбов: 2-е изд., перераб. и доп. 2004: 511 с.

7. Гудина Т. В. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей-инвалидов. Вестник Череповецкого государственного университета. 2013; 4: 118–120.

8. Гудожникова О. Б. Формирование социально-активной среды повышения качества инклюзивного среднего профессионального образования. Профессиональное образование в современном мире. 2015; 3 (18): 105–114.

9. Деточенко Л. С. Технологии решения проблем занятости инвалидов: опыт ресурсного учебно-методического центра Южного федерального университета. Стратегии развития России и социальная работа: Всероссийская научно-теоретическая конференция с международным участием: Материалы докладов и сообщений, 5–6 декабря 2018 г. / Южный федеральный университет [ред. кол.: А. В. Метелица, Е. В. Сердюкова, Л. С. Деточенко и др.]. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. 2019: 26–28.

10. Деточенко Л. С., Гарбузова Е. В. Социальный портрет обучающихся специализированных средних профессиональных образовательных учреждений на примере Новочеркасского технологического техникума-интерната (тезисы). Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (12–13 декабря 2019 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А. В. Черной. — Ростов н/Д; Таганрог: Foundation. 2019: 622 с.

11. Михайлова Н. А. Инновационные технологии в социальной работе с детьми-инвалидами. Россия: тенденции и перспективы развития. 2019: 582–585.

12. Статистические показатели внешних факторов социализации молодежи с инвалидностью в России. Alma mater (Вестник высшей школы). 2019; 9: 36–40.

13. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — Москва: Дашков и К °. 2006: 240 с.

14. Холостова Е. И. Технологии социальной работы: Учебник / под общ. ред. Е. И. Холостовой. — Москва: ИНФРА-М. 2001: 400 с.

15. Янчурина Н. Н. Социальная работа с инвалидами в условиях среднего профессионального образования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013: 145 с.

16. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Питер. 2004: 316 с.

1. Andrusyak N. Yu., Bezenkova T. A. Analiz polozhitel’nogo opyta ispol’zovaniya sotsial’no – kul’turnykh tekhnologii v protsesse reabilitatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Analysis of Positive Experience of Using Social and Cultural Technologies in the Process of Rehabilitation of Children with Limited Health Abilites] / N. Yu Andrusyak, T. A. Bezenkova // Gumanitarno – pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and Pedagogical Research], 2018, no. 1, pp. 4-30.

2. Basov N. F. Sotsial’naya rabota s invalidami: uchebnoye posobie [Social Work with Disabled People: Textbook]. Moscow: KNORUS Publ., 2012, 400 p.

3. Boldina M. A., Deeva E. V. Sotsial’naya adaptatsiya kak tekhnologiya sotsial’no – pedagogicheskoi raboty s det’mi - invalidami [Social Adaptation as a Technology of Social and Pedagogical Work with Disabled Children] / M. A. Boldina, E.V. Deeva // Evraziiskii soyuz uchenykh [Eurasian Union of Scientists], 2015. no. 6-3 (15). pp. 66-68.

4. Boldina M. A., Deeva E. V. Tekhnologiya sotsial’noy raboty s det’mi - invalidami [Technologies of Social Work with Disabled Children] / M.A. Boldina, E.V. Deeva // Sotsial’no – ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social and Economic Phenomena and Processes], 2013, no. 11 (57), pp. 167-173.

5. Burtseva I. V., Agulina S. V. Ispol’zovaniye potentsiala art – terapii v sisteme social’no – pedagogicheskoi raboty s det’mi invalidami [Using the Potential of Art Therapy in the System of Socio-Pedagogical Work with Disabled Children] / I.V. Burtseva, S.V. Agulina // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2018, no.1 (68), pp. 211-212.

6. Grigorieva E. I. Sotsial’no – kul’turnaya deyatel’nost’: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Social and Cultural Activities: Textbook for Universities]. Tambov: 2004, 511p.

7. Gudina T. V. Pedagogicheskie resursy sotsiokul’turnoy reabilitatsii detei - invalidov [Educational Resources of Social and Cultural Rehabilitation of Children with Disabilities] / T.V. Gudina // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], 2013, no. 4, pp. 118-12.

8. Gudozhnikova O. B. Formirovanie sotsial’no – aktivnoi sredy povysheniya kachestva inkluyzivnogo obrazovaniya [Formation of a Socially Active Environment for Improving the Quality of Inclusive Secondary Vocational Education] / O.B. Gudozhnikova // Professional’noye obrazovanie v sovremennom mire [Professional Education in the Modern World], 2015, no. 3 (18), pp. 105-114.

9. Detochenko L. S Tekhnologii resheniya problem zanyatosty invalidov: opyt resursnogo ychebno- metodicheskogo tsentra Yuzhnogo Federal’nogo Universiteta [Technologies for Solving the Problems of Disabled People Employment: Experience of the Resource Training and Methodological Center of the Southern Federal University] // Srtategii razvitiya Rossii i sotsial’naya rabota: Vserossiiskaya nauchno – teoreticheskaya konferentsiya s mezhdynarodnym uchastiem: Materialy dokladov i soobshzhenii, 5-6.12. 2018 [Proc. of All-Russia Scientific and Theoretical Conference with International Participation 'Russian Development Strategies and Social Work' (December 5-6, 2018)] / Southern Federal University. Rostov-on-Don [Eds: A.V. Metelitsa, E. V. Serdyukova, L. S. Detochenko et al]. - Taganrog: Southern Federal University, 2019, 252 p., pp. 26-28.

10. Detochenko L. S., Garbuzova E. V. Sotsial’nyi portret obuchayuzhchikhsya spetsializirovannykh srednikh professional’nykh obrazovatel’nykh uchrezhdenii na primere Novocherkasskogo tekhnologicheskogo tekhnikuma – internata (tezisy) [Social Portrait of Students of Specialized Secondary Professional Educational Institution: Case Study of Novocherkassk Technological Technical Boarding School (theses)] // Lichnost’ v kul’ture i obrazovanii: psikhologicheskoye soprovozhdenie, razvitie, sotsializatsiya: materialy VII Vserossiiskpi nauchno-practicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Proc. of the VII All-Russia Scientific and Practical Conference with International Participation ‘Personality in Culture and Education: Psychological Support, Development, Socialization’ (December 12-13, 2019)]. / Southern Federal University; (ed) A.V. Chernaya. - Rostov-on-Don; Taganrog: Foundation Publ., 2019, 622 p. ISBN 978-5-4376-0196-9.

11. Mikhailova N. A. Innovatsionnye tekhnologii v sotsial’noi rabote s det’mi - invalidami [Innovative Technologies in Social Work with Disabled Children] / N.A. Mikhailova // Rossiya: tendentsii i perespektivy razvitiya [Russia: Trends and Prospects of Development], 2019, pp. 582-585.

12. Statisticheskie pokazateli vneshnikh faktorov sotsializatsii molodezhi s invalidnostyu v Rossii [Social Work with Disabled People: Educational Statistical Indicators of External Factors of Socialization of Youth with Disabilities in Russia], Alma mater (Vestnik Vysshei Shkoly) [‘Alma mater’ (Bulletin of High School)], 2019, no. 9, pp. 36-40.

13. Kholostova E. I. Sotsial’naya rabota s invalidami: Uchebnoe posobie [Social Work with Disabled People: Textbook] / E.I. Kholostova - Moscow: Dashkov i K, 2006, 240p.

14. Kholostova E. I. Tekhnologii social’noi raboty: uchebnik [Technologies of Social Work: Textbook]. Ed. Professor E.I. Kholostova. - Moscow: INFRA-M Publ., 2001, 400 p.

15. Yanchurina N. N. Social’naya rabota s invalidami v usloviyakh srednego professional’nogo obrazovaniya [Social Work with Disabled People in Conditions of Secondary Vocational Education, N.N. Yanchurina] / N.N. Yanchurina // Actual’nye problemy gumanitarnykh i estesvennykh nauk [Current Problems of the Humanities and Natural Sciences], 2013, 145 p.

16. Yarskaya-Smirnova E. R., Naberushkina E. K. Sotsial’naya rabota s invalidami: Uchebnoe posobie [Social Work with Disabled People: Textbook]. 2nd edition, augmented. - Saint Petersburg: Piter Publ., 2004, 316 p.

Актуальной проблемой в междисциплинарном поле исследования инвалидности является тема технологий социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Интерес к данному вопросу вызван ростом инвалидизации в мире и России [3], переходом к социальному контексту рассмотрения вопроса инвалидности и нерешенностью социальных проблем данной категории, среди которых: социальная дезадаптация, дискриминация, невозможность самореализации, усложненная социализация, замкнутость, нереализованная потребность общения. Иными словами, у людей с инвалидностью сохраняются проблемы с интеграцией в общество. Все это наделяет проблему социальной работы с инвалидами не только теоретической, но и практической значимостью.

В настоящее время ученые уделяют больше внимания исследованию социальных проблем инвалидов, появились новые аспекты изучения технологий социальной работы. Однако у отечественных авторов, несмотря на ряд общих моментов, есть и разные взгляды на технологии социальной работы, играющие роль в адаптации людей с инвалидностью в обществе.

Базовым понятием социальной работы с инвалидами является понятие инвалид. Е. И. Холостова, Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина [13, 16], приводя определение, базируют его на нормативноправовой базе, действующей в Российской Федерации [12]. Авторы рассматривают инвалида как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [13]. Близким к понятию инвалида, но не тождественным ему, выступает понятие «ограничение жизнедеятельности», которое определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [6]. При этом, безусловно, все авторы сознают, что понятие, представленное в нормативном поле, не отражает социального контекста инвалидности, и подчеркивают это в своих трудах.

Для Цитирования:
Людмила Станиславовна Деточенко, Юлия Сергеевна Бойко, Технологии социальной работы с инвалидами в трудах отечественных авторов. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: