Высоковольтные воздушные линии электропередачи (ЛЭП) относят к одним из наиболее аварийных элементов в целой энергосистеме снабжения потребителей электроэнергией. Большинство перерывов в энергоснабжении обусловлено несвоевременным обнаружением дефектов воздушных ЛЭП. Значительная часть причин выхода ЛЭП из стабильной работы не может быть выявлена и предупреждена средствами оперативной диагностики. К таким причинам относят различные влияния аномальных режимов работы ЛЭП, непредсказуемые погодные условия, геологические особенности трассы ЛЭП, а также воздействия животных и птиц.
Диагностика и мониторинг воздушных линий электропередачи должны в идеальном случае производиться постоянно, а полученные данные быть достаточно достоверными. Такая диагностика необходима для анализа возможности повышения пропускной способности ВЛ, а в силу того, что провода АС имеют свой предел термической стойкости, необходим контроль температуры проводов и токов в них.
Использование комплексных систем диагностики дает возможность своевременно выявить и предупредить возможные дефекты и нестабильные режимы работы, что позволяет снижать процент аварийности на ЛЭП. Данные системы выполняются на основе высокотехнологичных микропроцессорных устройств с использованием высокоскоростных систем передачи информации по различным физическим каналам связи. Оборудование монтируется на проводах контролируемой линии, что исключает необходимость в использовании конденсаторов связи.
В настоящее время получила широкое распространение концепция реализации измерительного модуля для систем мониторинга OTLM (Overhead Transmision Line Monitoring), т. е. мониторинг пропускной способности ВЛ.
Система мониторинга состоит из сети измерительных блоков, передающих информацию через канал связи на оборудование диспетчерских пунктов, расположенных в узловых точках электрической системы (рис. 1). Измерительные блоки расположены вдоль трассы ЛЭП и установлены непосредственно на высоковольтных проводах. Подробная схема мониторинга проводов ЛЭП представлена на рис. 1.