По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.43.068

Технологии безразборного восстановления работоспособности изношенных узлов и агрегатов. Итоги 25-летнего развития

В.И. Балабанов д-р техн. наук, проф., зав. каф. технологий и машин в растениеводстве, ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева
А.В. Дунаев канд. техн. наук, зав. лаб. № 5 ФГБНУ ГОСНИТИ Е-mail: dunaev135@mail.ru
В.Г. Рыжов инженер

Рассмотрен «безразборный сервис» машин и оборудования, типы трибосоставов, технологии безразборного повышения ресурса и работоспособности узлов и агрегатов машин и оборудования.

Литература:

1. Новиков В.И. Роль трибологии в предотвращении всемирной экологической катастрофы [Текст] / В.И. Новиков // Трибология – машиностроению. Труды 10-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции с участием иностранных специалистов 19–21 ноября 2014 г. – М:. ИМАШ РАН. – С. 90–91.

2. Балабанов В.И. Все о присадках и добавках для автомобилиста [Текст] / В.И. Балабанов. – М.: Эксмо. – 2008. – 240 с.

3. Ващенок А.В. Серпентины в триботехнике [Текст] / А.В. Ващенок, В.В. Казарезов, И.В. Таловина, В.В. Костенко // Минералогия. – 2002. – № 1. – С. 16–19.

4. Дунаев А.В. Нетрадиционная триботехника. Модификация поверхностей трения [Текст] / А.В. Дунаев // Lamdert Academic Publishing. – 2013. – 270 с. ISBN 978-3-659-43333-7.

5. Зуев В.В. Конституция, свойства минералов и строение земли. Энергетические аспекты [Текст] / В.В. Зуев // СПб: Наука. – 2005. – 400 с.

6. Любимов Д.Н. Структура смазочных слоев, формируемых при трении в присутствии присадок минеральных модификаторов трения [Текст] / Д.Н. Любимов, К.Н. Долгополов и др. // Трение и износ.– 2009. – № 5 (30). – С. 516–521.

7. Пустовой И.Ф. 14-летний опыт Питерской РВС-технологии [Текст] / И.Ф. Пустовой // Труды ГОСНИТИ. – М.: Т. 107. – Ч. 2. – 2011. – С. 38–40.

8. Селютин Г.Е. Применение модифицированных наноалмазов для увеличения ресурса узлов трения [Текст] / Г.Е. Селютин // Труды ГОСНИТИ. – М.: 2011.– Т. 107. – Ч. 2. – С. 25–29.

9. Телух Д.М. Введение в проблему использования природных слоистых гидросиликатов в трибосопряжениях [Текст] / Д.М. Телух, В.П. Кузьмин, В.В. Усачев // Интернет-журнал «Трение, износ, смазка». – 2009. – № 3.

10. Чечет В.А. Избирательный способ ремонта агрегатов машин [Текст] / В.А. Чечет // Труды ГОСНИТИ.– М., 2011. – Т. 107. – Ч. 2.– С. 34–37.

11. Шабанов А.Ю. Очерки современной автохимии. Мифы или реальность [Текст] / А.Ю. Шабанов // СПб., 2004. – 216 с.

Износ является причиной отказа до 80% механизмов и обусловливает матери-альные затраты, достигающие 2% ВВП развитых стран. Достижения машиностроения и нефтехимии обеспечили высокую износостойкость узлов трения машин и оборудования, но возможности дальнейшего прогресса требуют нерациональных затрат [1].

Некоторым решением повышения износостойкости узлов трения является создание антифрикционных покрытий триботехническими методами в процессе эксплуатации, что позволяет в 2–3 раза увеличить срок службы агрегатов, на 5–20% уменьшить расход топлива, электроэнергии, на 50% – эксплуатационные затраты [2–5].

Под девизом Homo responsabilis в секции «Инновационного развития и экономики» межведомственного научного совета РАН работают многие ученые РФ [1]. Показано, что введение в трибосреду, кроме присадок, нетрадиционных химически активных веществ, растворов органических солей мягких металлов, суспензий высокодисперсных порошков, природных и искусственных минеральных частиц, создающих пленочные покрытия, или повышающих адгезию смазки, или модифицирующих поверхности трения, технически и экономически оправданно [2–5, 7–11].

В этом направлении в РФ, а позже и за рубежом, возникла инновационная ветвь, которую можно назвать «нетрадиционной триботехникой», или «безразборным техническим сервисом», – повышение работоспособности и ресурса изношенных узлов и агрегатов введением в их смазку специальных веществ [2–5, 7–9]. Активные участники разработки и внедрения РВС-технологии: Балабанов В.И., Лавров Ю.Г., Ладиков В.В., Лазарев С.Ю., Маринич Т.Л., Ольховацкий А.К., Павлов О.Г., Подчуфаров С.Н., Пустовой И.Ф., Рыжов В.Г., Селютин Г.Е., Яковлев Г.М., Хазов С.П., Чечет В.А., Червоненко Ю.А., Скобыльсков И. П., Шабанов А.Ю.

Безразборный сервис может включать приработку, диагностирование, ввод профилактических трибосоставов, химмотологический тюнинг, очистку систем смазки, топливоподачи, охлаждения, камер сгорания, а наиболее важное – восстановление работоспособности и продление ресурса изношенных узлов и агрегатов, не имеющих аварийных дефектов, ремонтно-восстановительными трибосоставами [2–5, 7–11].

Для Цитирования:
В.И. Балабанов, А.В. Дунаев, В.В. Ладиков, С.Н. Подчуфаров, В.Г. Рыжов, Технологии безразборного восстановления работоспособности изношенных узлов и агрегатов. Итоги 25-летнего развития. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: