Дальнейшее развитие машиностроения страны предполагает решение проблем повышения производительности труда, динамика которого в последние годы сдерживается. Основным фактором роста эффективности машиностроительного производства является повышение эффективности труда.
Пока вопросы производительности труда на отраслевом уровне исследуются несистемно и многие хозяйственные руководители данным вопросам уделяют недостаточно внимания. Например, это относится к анализу темпов материального стимулирования и эффективности труда, знание которых имеет особое значение. Главным фактором роста производительности труда в машиностроении является научно-технический прогресс, что обусловливается высоким уровнем трудоемкости производимой продукции [1]. В машиностроении в сложных условиях хозяйствования повышается значимость проблемы использования потенциала каждого рабочего места, которое выступает первичным исходным уровнем формирования производительных сил производства. Результативность механизма реального хозяйственного расчета обеспечивается прежде всего на рабочем месте, т. е. там, где происходит процесс соединения рабочей силы со средствами производства в соответствии с принятыми технологиями производства.
Прогрессивные методы обработки металла в отрасли внедряют медленно (прежде всего это относится к механической обработке).
В машиностроении доля механической обработки остается очень значительной, что не позволяет существенно повысить общую эффективность труда. По оценке экспертов, производительность труда в отечественном машиностроении в среднем в 3–4 раза ниже, чем в странах Европы, и в 4–5 раз ниже, чем в США. По нашим оценкам, примерно во столько же раз в машиностроении страны ниже уровень технологий производства. Относится это прежде всего к технической вооруженности труда, что связано с низким уровнем механизации трудоемких работ во вспомогательных производствах и в службах обеспечения инженерной инфраструк т уры.
Например, электровооруженность труда основных рабочих машиностроения РФ примерно в 2,7–3,2 раза отстает от уровня рабочих в машиностроении стран Западной Европы, США, Японии.