По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.673.14

Технологическая схема автоматизированного управления предохранительным торможением

Карпов А. А. ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», Донецк, ДНР

Каждая шахтная подъемная установка имеет тормозное устройство, которое предназначено для точного выполнения тахограммы скипового подъема. Анализ эксплуатации шахтных подъемных установок показал, что динамические нагрузки, возникающие в рабочем режиме, являются незначительными, однако они постепенно приводят к «старению» каната. Наиболее опасные динамические нагрузки возникают в процессе предохранительного торможения, необходимость которого возникает вследствие различных отклонений в работе подъемной установки.

Литература:

1. Фёдоров М.М. Шахтные подъемные установки. – М.: Недра, 1979. – С. 8–9.

2. Бежок В.Р., Дворников В.И., Манец И.Г., Пристром В.А. Шахтный подъем / В.Р. Бежок, В.И. Дворников, И.Г. Манец, В.А. Пристром. – Донецк: Юго-Восток, ЛТД, 2007.

3. Гаврилов П.Д., Гимельшейн Л.Я., Медведев А.Е. Автоматизация производственных процессов: учебник для вузов. – М.: Недра, 1985. – 215 с.

Колебания подъемных сосудов связаны с упругими свойствами головных канатов и возникают при любом изменении тягового усилия в канате (включение и отключение двигателя, отключение очередной ступени роторных сопротивлений во время разгона машины, появление тормозного усилия).

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что снижение динамических нагрузок при предохранительном торможении с целью повышения долговечности канатов является актуальной задачей [1].

Для того чтобы предохранительное торможение обеспечивало безопасность при всех возможных аварийных ситуациях, необходимо контролировать следующие входные параметры:

– сигналы о начале работы и стопорении подъемной установки;

– сигнал с датчика контроля износа тормозных колодок;

– сигнал с датчика давления в цилиндре рабочего тормоза;

– сигнал с износа шкивов трения;

– сигнал с энкодера подъемной установки;

– сигнал с электронного ограничителя скорости;

– сигнал с датчиков пробуксовки канатоведущего шкива, проскальзывания и провисания каната, переподъема скипа.

Выходными величинами автоматической системы управления предохранительного торможения являются:

– тормозное усилие;

– отображение информации о работе предохранительного торможения на пульте управления шахтной подъемной машины [2].

Блок-схема алгоритма автоматизированного управления предохранительного торможения подъемной установки приведена на рис. 1.

Из приведенного алгоритма работы следует, что работа предохранительного торможения начинается с запроса на подъем установки ЗНП, после чего устройство начинает свою работу.

В случае если тормозные колодки не в состоянии обеспечить предохранительное торможение скипа с заданным грузом МГС, происходит выдача аварийного сигнала ВАС, с последующим стопорением подъемной установки СТ = 1 и выводом информации шахтному диспетчеру ВИ.

Для контроля безопасности выполнения процесса предохранительного торможения необходимо обеспечить контроль таких параметров, как:

Для Цитирования:
Карпов А. А., Технологическая схема автоматизированного управления предохранительным торможением. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала