Колебания подъемных сосудов связаны с упругими свойствами головных канатов и возникают при любом изменении тягового усилия в канате (включение и отключение двигателя, отключение очередной ступени роторных сопротивлений во время разгона машины, появление тормозного усилия).
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что снижение динамических нагрузок при предохранительном торможении с целью повышения долговечности канатов является актуальной задачей [1].
Для того чтобы предохранительное торможение обеспечивало безопасность при всех возможных аварийных ситуациях, необходимо контролировать следующие входные параметры:
– сигналы о начале работы и стопорении подъемной установки;
– сигнал с датчика контроля износа тормозных колодок;
– сигнал с датчика давления в цилиндре рабочего тормоза;
– сигнал с износа шкивов трения;
– сигнал с энкодера подъемной установки;
– сигнал с электронного ограничителя скорости;
– сигнал с датчиков пробуксовки канатоведущего шкива, проскальзывания и провисания каната, переподъема скипа.
Выходными величинами автоматической системы управления предохранительного торможения являются:
– тормозное усилие;
– отображение информации о работе предохранительного торможения на пульте управления шахтной подъемной машины [2].
Блок-схема алгоритма автоматизированного управления предохранительного торможения подъемной установки приведена на рис. 1.
Из приведенного алгоритма работы следует, что работа предохранительного торможения начинается с запроса на подъем установки ЗНП, после чего устройство начинает свою работу.
В случае если тормозные колодки не в состоянии обеспечить предохранительное торможение скипа с заданным грузом МГС, происходит выдача аварийного сигнала ВАС, с последующим стопорением подъемной установки СТ = 1 и выводом информации шахтному диспетчеру ВИ.
Для контроля безопасности выполнения процесса предохранительного торможения необходимо обеспечить контроль таких параметров, как: