Длительные сроки использования техники типичны для большинства сельскохозяйственных предприятий.
Принятие своевременного решения о дальнейшем использовании машины или ее составной части связано с необходимостью объективной оценки предельного состояния.
Предельное состояние изделия — состояние изделия, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно [1].
Определение предельного состояния элементов машин и установление критериев, определяющих границу целесообразности проведения того или иного технического воздействия, является сложной технико-экономической задачей, требующей специального методологического подхода. Наиболее достоверную информацию можно получить, используя технические критерии, основанные на определении фактического состояния элементов машины.
Только имея информацию о фактическом состоянии всех (или наиболее проблематичных) элементов машины, ее владелец (или исполнитель ремонтных работ) может принять обоснованное решение о целесообразности проведения либо ремонта, либо утилизации рассматриваемого объекта.
Если рассматривать конкретную деталь машины, то параметры протекания во времени процессов ее старения и момент достижения предельного состояния можно определить с достаточной степенью точности [2]. Требуется лишь наличие статистической информации, связывающей величину износа детали U с ее наработкой (выработанным ресурсом Т) и информации о предельном износе Uпр.
Это позволяет определить вероятность безотказной работы Р(t) = = 1–F(t), математическое ожидание М (t) (средний срок службы детали или средняя наработка до отказа):
и другие численные характеристики — параметры более высоких порядков.
Методы определения характеристик известного закона распределения рассмотрены в курсах теории вероятностей [3] и не представляют принципиальных трудностей.
Если задачу определения предельного состояния конкретной детали можно считать решенной, то задача определения момента достижения границы предельного состояния машины в целом до настоящего времени не имеет однозначного решения. В значительной мере это связано с тем, что современная техника, в том числе сельскохозяйственная, является очень сложным объектом и состоит из десятков тысяч различных деталей, в той или иной степени влияющих на изменение технического состояния машины.