Асфальтобетонные покрытия являются наиболее распространённым видом дорожных покрытий, как за рубежом, так и в нашей стране. Их протяженность составляет более 330 тыс. км и ежегодно продолжает увеличиваться, что, в свою очередь, ведет к наращиванию объемов потребления энергетических ресурсов и строительных материалов при проведении ремонтных работ [8].
Ежегодный рост количества транспортных средств при вялотекущем строительстве автомобильных дорог приводит к повышенному износу существующей дорожной сети. Вектор развития транспортных средств направлен на повышение грузоподъемности и скорости автомобилей, при этом парк транспортных средств в стране увеличивается на 4–5 % ежегодно. Увеличение грузоподъемности является основной причиной повышения осевой нагрузки на дорожные одежды автомобильных дорог. Повышение осевой нагрузки выше предельно допустимой, характерное для современных транспортных средств, способствует снижению транспортно-эксплуатационных характеристик дороги. Свыше двух третей от общей протяженности дорог имеют недостаточную прочность дорожных одежд и более 37 % имеют неудовлетворительную ровность покрытий [13].
Под действием непрерывно возрастающих нагрузок и влияния природно-климатических факторов на дорожные покрытия возникают деформации в виде ям, выбоин, трещин, колейности и волнообразования, что приводит к снижению скорости транспортных средств, способствует износу отдельных частей автомобильного транспорта и, порой, провоцирует дорожно-транспортные происшествия.
Интенсивное разрушение покрытий происходит при циклах замораживания-оттаивания асфальтобетона, которые наблюдаются не только в осенне-весенний, но и в зимний период года, при наблюдающемся глобальном потеплении климата. Наиболее сильное пагубное воздействие на дорожное покрытие в процессе эксплуатации оказывает замораживание асфальтобетона в водонасыщенном состоянии. Вода при замерзании и превращении в лед увеличивается в объеме на 8–11 %, при этом соответственно происходят увеличение объема пор и некоторое нарушение структуры асфальтобетона [4, 18].