По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3

Техника как особый вид отходов в системе утилизации машин

В. С. Герасимов завлабораторией, ФГБНУ ГОСНИТИ, E-mail: gosniti@list.ru
Р. Ю. Соловьев замдиректора, канд. техн. наук, ФГБНУ ГОСНИТИ, E-mail: gosniti@list.ru
В. И. Игнатов научный консультант, канд. техн. наук, ФГБНУ ГОСНИТИ, E-mail: gosniti@list.ru
С. А. Буряков ст. науч. сотр., ФГБНУ ГОСНИТИ, E-mail: gosniti@list.ru

В настоящей работе самоходная и другая техника, в том числе сельскохозяйственная, представлена как особый вид отходов в системе утилизации машин, даются рекомендации по формированию многоотраслевой системы утилизации машин.

Литература:

1. Транспорт и связь в России, 2014. Официальное издание.

2. Утилизация сельскохозяйственной техники проблемы и решения: Науч. издание. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. — 172 с.

3. Утилизация автомобилей: научная монография / Ю. В. Трофименко, Ю. М. Воронцов, К. Ю. Трофименко. — М.: «АКПРЕСС», 2011. — 336 с.

4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”».

5. Костомахин М. Н. Новые требования к сертификации и декларированию тракторов, их узлов и агрегатов в 2015 г. / М. Н. Костомахин. Инновации в сельском хозяйстве. — М.: ВИЭСХ, 2015. — № 2 (12). — С. 106‒108.

В настоящий момент развитие промышленности привело к созданию широкой линейки техники, в которой используется большое количество материалов.

Большое значение для экономики любой страны имеет транспорт, т. е. техника, обеспечивающая перемещение грузов. Как видно из рис. 1, основная нагрузка по грузоперевозкам приходится в России на автомобильную технику. Примерно такие же пропорции соблюдаются и в других странах. Поэтому разработка системы её утилизации стала первоочередной задачей, которая успешно решена в технически развитых странах. Однако разные виды транспортной техники имеют свои особенности, которые нельзя не учитывать. Эти специфические особенности требуют применения различных технологий и разработки специальных видовых систем утилизации техники.

Поскольку от технического состояния различных видов транспорта во многом зависит экономика России, то правильно организованная его утилизация позволит решить эту проблему наиболее эффективным путем.

На данном этапе развития в России уже несколько лет проводятся подготовительные работы по формированию системы утилизации для колёсных транспортных средств, на которые в первую очередь (в 2012 г.) был введён утильсбор. Сегодня автомобильная промышленность развита настолько, что на данный момент в мире находится 1 млрд 15 млн автомобилей. В России — более 45 млн (рис. 2). При среднем проценте вывода из эксплуатации 3–5% автомобилей, годовая потребность в их утилизации составляет от 1,35 до 2,25 млн ед.

Хотя система утилизации, отвечающая мировым требованиям к экологии и ресурсосбережению де-юре пока находится на этапе становления, де-факто утилизация автомобилей проводится давно и без всякой системы, с серьёзными нарушениями основных требований. Первоочерёдность создания системы утилизации определяется количеством этой техники, объёмами входящих в неё материалов, возможностями повторного использования этих материалов и заинтересованностью производителей машин.

Но это не значит, что другие виды техники не нужно утилизировать и нет необходимости разработки для них оригинальных систем утилизации. В общем случае должна функционировать единая система утилизации всех видов техники, основу которой должны составлять отраслевые (видовые) системы утилизации определённых видов техники.

Для Цитирования:
В. С. Герасимов, Р. Ю. Соловьев, В. И. Игнатов, С. А. Буряков, Техника как особый вид отходов в системе утилизации машин. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: