В настоящий момент развитие промышленности привело к созданию широкой линейки техники, в которой используется большое количество материалов.
Большое значение для экономики любой страны имеет транспорт, т. е. техника, обеспечивающая перемещение грузов. Как видно из рис. 1, основная нагрузка по грузоперевозкам приходится в России на автомобильную технику. Примерно такие же пропорции соблюдаются и в других странах. Поэтому разработка системы её утилизации стала первоочередной задачей, которая успешно решена в технически развитых странах. Однако разные виды транспортной техники имеют свои особенности, которые нельзя не учитывать. Эти специфические особенности требуют применения различных технологий и разработки специальных видовых систем утилизации техники.
Поскольку от технического состояния различных видов транспорта во многом зависит экономика России, то правильно организованная его утилизация позволит решить эту проблему наиболее эффективным путем.
На данном этапе развития в России уже несколько лет проводятся подготовительные работы по формированию системы утилизации для колёсных транспортных средств, на которые в первую очередь (в 2012 г.) был введён утильсбор. Сегодня автомобильная промышленность развита настолько, что на данный момент в мире находится 1 млрд 15 млн автомобилей. В России — более 45 млн (рис. 2). При среднем проценте вывода из эксплуатации 3–5% автомобилей, годовая потребность в их утилизации составляет от 1,35 до 2,25 млн ед.
Хотя система утилизации, отвечающая мировым требованиям к экологии и ресурсосбережению де-юре пока находится на этапе становления, де-факто утилизация автомобилей проводится давно и без всякой системы, с серьёзными нарушениями основных требований. Первоочерёдность создания системы утилизации определяется количеством этой техники, объёмами входящих в неё материалов, возможностями повторного использования этих материалов и заинтересованностью производителей машин.
Но это не значит, что другие виды техники не нужно утилизировать и нет необходимости разработки для них оригинальных систем утилизации. В общем случае должна функционировать единая система утилизации всех видов техники, основу которой должны составлять отраслевые (видовые) системы утилизации определённых видов техники.