По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Техническое зрение повышает безопасность движения поездов

Повысить безопасность работы железнодорожного транспорта, а в перспективе максимально автоматизировать процессы управления подвижным составом позволяет система обнаружения препятствий, которую разработали специалисты компании «ТМХ Интеллектуальные cистемы». Ранее технология, основанная на искусственном интеллекте, уже доказала свою эффективность на маневровых локомотивах, следующим этапом стало её успешное тестирование на электропоезде ЭГ2Тв «Иволга».

Изначально научно-практические исследования в итоге привели к созданию системы обнаружения препятствий. Специалисты «ТМХ ИС» около пяти лет назад подключились к разработке гибридного маневрового локомотива с функцией дистанционного управления. Одной из технологий, которую необходимо было внедрить в рамках проекта, стало машинное зрение. При этом локомотив должен был не просто наблюдать и показывать машинисту обстановку вокруг, но и «считывать» различные препятствия.

Алгоритмы и нейросети, получая данные от лидаров и видеокамер высокого разрешения, формируют оперативную информацию для вывода на монитор машинисту в кабине управления.

— Достаточно сказать, что маневровые локомотивы двигаются с относительно небольшой скоростью, — поясняет ведущий конструктор бортовых систем Дмитрий Черкасов. — Соответственно, тормозной путь у маневрового локомотива гораздо меньше. Если локомотиву для экстренной остановки достаточно увидеть препятствие за 50, максимум 100 метров, то для электропоезда это совершенно другие цифры, в несколько раз выше. Так что, приступая к реализации нового проекта, мы понимали, что нам предстоит довольно большая научно-исследовательская работа. И она, помимо прочего, должна включать масштабные полигонные испытания подвижного состава, оборудованного камерами, сенсорами, вычислителями: чтобы собирать данные и тестировать технологию в разных режимах.

Машинное зрение сегодня широко востребовано на транспорте, особенно автомобильном: там шире рынок, небольшие тормозные пути машин, короткие циклы поездок «от стоянки до стоянки». Хотя ключевые принципы работы технологии схожи как на автотранспорте, так и на локомотивах, ее реализация на железных дорогах имеет ряд существенных отличий, которые усложняют разработку и внедрение. В частности, нужно учитывать тормозные пути протяженностью в сотни метров, сложноорганизованную специфическую инфраструктуру, знаки и сигналы, подаваемые людьми, сложный доступ к сбору данных и обкатке в реальных условиях, тяжелые условия эксплуатации и длинные циклы обслуживания. В зарубежных странах задачи в сфере автопилотирования для железнодорожного подвижного состава решают всего несколько исследовательских центров, расположенных в Австралии, Японии и Германии. В одном ряду с ними стоит и «ТМХ Интеллектуальные системы».

Для Цитирования:
Дмитрий Волконский, Техническое зрение повышает безопасность движения поездов. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала