По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625 DOI:10.33920/sel-10-2110-04

Техническое состояние сельскохозяйственной машины

Соломашкин А. А. вед. спец., лаборатория 12.2, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ г. Москва, 1-й Институтский пр-д, д. 5
Костомахин М. Н. вед. науч. сотр., лаборатория 12.2, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ г. Москва, 1-й Институтский пр-д, д. 5

В статье представлен материал по определению технического состояния машины/ механизма. Дано определение исправности, работоспособности и технического состояния машины. Приведены способы оцифровки этих понятий.

Литература:

1. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

2. Костомахин М. Н. Влияние эксплуатационной надежности тракторов и зерноуборочных комбайнов на эффективность их использования: Дис. … канд. техн. наук. Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка РАСХН. — М., 2008.

3. Костомахин М. Н. Нормирование показателей надежности машин / М. Н. Костомахин // Сельский механизатор. — М.: Нива, 2012. — № 1. — С. 6–8. ISSN: 0131-7393.

4. Соломашкин А. А. Параметры технического состояния деталей машин // Труды ГОСНИТИ. — 2014. — Т. 116. — С. 52–56.

5. Селиванов А. И. Основы теории старения машин. — М.: Машиностроение, 1970. — 408 с.

Известно, что основная потребительская функция, полезная для человека, машины/механизма (в дальнейшем машины), является выполнение вместо него (комбайн) или вместе с ним (мясорубка) полезной работы.

При этом наряду с полезной совершается и неполезная, бесполезная или вредная работа. Полезную для человека работу оценивают коэффициентом полезного действия — КПД, а бесполезную — никак, в лучшем случае как разность между единицей и КПД. Бесполезную работу списывают на потери внутри машины, механизма.

Потери в машине — это в основном потери на трение, снижающие ее КПД и ухудшающие условия ее работы. Чем больше потерь, тем меньше КПД.

Рост потерь приводит к отказам, сначала нерегулярным, постепенным, связанным с износом деталей машины. Это отказы 1-й группы. Затем скорость изнашивания нарастает, поток отказов становится регулярным, их частота увеличивается, появляются отказы, связанные с абразивным, прогрессирующим износом. Работоспособность машины падает, и в итоге наступает отказ, связанный с потерей работоспособности, и машина перестает работать. Это отказы 2-й группы.

Таким образом, исправность машины характеризуется ее отказами. Исправность — это оценка величины ресурсного параметра, принимающего значение от номинального Uном до предельного Uпр через допуск D. При значении параметра ниже допуска D деталь машины/механизма исправна. Выше — нет.

Оценивается с помощью действующей в данный момент системы допусков.

Работоспособность — способность совершать работу, т. е. преобразовывать работу внешних сил на входе машины в полезную работу на ее выходе.

Характеризуется тремя безразмерными показателями энергобаланса машины, тремя видами механической энергии, циркулирующей внутри машины, во время передачи работы внешних сил, приложенных на входе, в работу на выходе. Это — К = ΔК / А_вх, П = ΔП / А_вх и Д = ΔД / А_вх, где ΔК, ΔП и ΔД — изменение соответственно кинетической, потенциальной и диссипативной энергии, циркулирующей внутри механизма между его входом и выходом, а А_вх — работа внешних сил на входе машины.

Для Цитирования:
Соломашкин А. А., Костомахин М. Н., Техническое состояние сельскохозяйственной машины. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: