Известно, что основная потребительская функция, полезная для человека, машины/механизма (в дальнейшем машины), является выполнение вместо него (комбайн) или вместе с ним (мясорубка) полезной работы.
При этом наряду с полезной совершается и неполезная, бесполезная или вредная работа. Полезную для человека работу оценивают коэффициентом полезного действия — КПД, а бесполезную — никак, в лучшем случае как разность между единицей и КПД. Бесполезную работу списывают на потери внутри машины, механизма.
Потери в машине — это в основном потери на трение, снижающие ее КПД и ухудшающие условия ее работы. Чем больше потерь, тем меньше КПД.
Рост потерь приводит к отказам, сначала нерегулярным, постепенным, связанным с износом деталей машины. Это отказы 1-й группы. Затем скорость изнашивания нарастает, поток отказов становится регулярным, их частота увеличивается, появляются отказы, связанные с абразивным, прогрессирующим износом. Работоспособность машины падает, и в итоге наступает отказ, связанный с потерей работоспособности, и машина перестает работать. Это отказы 2-й группы.
Таким образом, исправность машины характеризуется ее отказами. Исправность — это оценка величины ресурсного параметра, принимающего значение от номинального Uном до предельного Uпр через допуск D. При значении параметра ниже допуска D деталь машины/механизма исправна. Выше — нет.
Оценивается с помощью действующей в данный момент системы допусков.
Работоспособность — способность совершать работу, т. е. преобразовывать работу внешних сил на входе машины в полезную работу на ее выходе.
Характеризуется тремя безразмерными показателями энергобаланса машины, тремя видами механической энергии, циркулирующей внутри машины, во время передачи работы внешних сил, приложенных на входе, в работу на выходе. Это — К = ΔК / А_вх, П = ΔП / А_вх и Д = ΔД / А_вх, где ΔК, ΔП и ΔД — изменение соответственно кинетической, потенциальной и диссипативной энергии, циркулирующей внутри механизма между его входом и выходом, а А_вх — работа внешних сил на входе машины.