По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621 DOI:10.33920/sel-10-2010-06

Техническое состояние машины, ее исправность и работоспособность

Соломашкин А. А. инженер, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, вед. науч. сотр., зав. лаб. прогнозирования надежности сельскохозяйственной техники, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, E-mail: littor2013@gmail.com
Совин К. Г. ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Приведены две основные функции машины — потребительская и техническая. Показано применение закона сохранения энергии при описании энергобаланса элемента машины. Дано расширенное понятие технического состояния применительно к машине, обоснованы его параметры. Определены связи технического состояния с исправностью и работоспособностью, а также работоспособности элемента машины с его КПД. Выявлена возможность представления технического состояния в виде класса в объектно ориентированном программировании.

Литература:

1. Соломашкин А. А. Закон сохранения механической энергии и метод КПД // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Панорама, 2017. — № 9. — С. 25–32.

2. Соломашкин А. А. Параметры технического состояния деталей машин // Труды ГОСНИТИ. — 2014. — Т. 116. — С. 52–56.

3. Соломашкин А. А. Определение технического состояния машины // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Панорама, 2017. — № 4. — С. 33–36.

Каждая машина, в том числе и сельскохозяйственная, выполняет две функции. 1-я функция — потребительская, а 2-я — техническая, или механическая, описывающая особенности машины, реализующей первую функцию.

Потребительская функция машины нужна для описания основной потребности человека в машине, механизме — выполнять заданную работу (требуемую функцию) вместе с человеком или вместо него, например сеять, пахать, убирать урожай. Это характеризует качество машины, исполнения ею потребительской функции1. Для этого машина/механизм/деталь2 (в дальнейшем — элемент машины) должны выполнять свою основную техническую функцию — быть трансформатором, преобразователем механической энергии Емех, т. е. преобразовывать работу внешних сил Авнешн на ее входе Авх3 (например, работа расширяющихся газов в камере сгорания, двигателя внутреннего сгорания) в механическую энергию механизма Емех, а затем — в полезную работу на ее выходе Авых (например, перемещение груза).

При этом механическая энергия Емех состоит из кинетической Ek и потенциальной Ep энергии.

Закон сохранения энергии для такой машины без учета внутренних потерь имеет следующий вид: Авх = Емех = Ek + Ep. Однако в каждом элементе машины наблюдаются потери этой механической энергии Ed, которые приводят к уменьшению работоспособности машины. Эти потери (диссипативная составляющей механической энергии) Ed характеризуются в основном потерями на трение в трущихся парах, например потери на трение между кольцами поршня и цилиндром двигателя внутреннего сгорания [1].

В итоге полезная работа на выходе Авых становится меньше, чем на входе Авх, на величину этих самых суммарных потерь механической энергии Ed, присутствующих в каждом ее элементе (рис. 1). КПД механизма уменьшается, а вместе с ним уменьшается и работоспособность машины в целом.

Рассмотрим влияние потерь на энергобаланс машины, на примере элемента машины и как это отразится на основных функциях машины.

Для Цитирования:
Соломашкин А. А., Костомахин М. Н., Совин К. Г., Техническое состояние машины, ее исправность и работоспособность. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: