По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Техническое регулирование безопасности и качества капитального строительства

А.Х. Байбурин д-р техн. наук, профессор кафедры «Технология строительных материалов» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет)

Автор анализирует разработанные методики, создающие механизм регулирования безопасности на любой стадии инвестиционно-строительного процесса в соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».

Литература:

1. Перельмутер А.В. Избранные проблемы надежности и безопасности строительных конструкций. — М.: Издво АСВ, 2007. — 256 с.

2. Аугусти Г., Баратта А., Кашиати Ф. Вероятностные методы в строительном проектировании / пер. с англ. Ю.Д. Сухова. — М.: Стройиздат, 1988. — 584 с.

3. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий / Под ред. В.А. Котляревского, А.В. Забегаева: Кн. 5. — М.: Изд-во АСВ, 2001. — 416 с.

4. Добромыслов А.Н. Ошибки проектирования строительных конструкций. — М.: Изд-во АСВ, 2008. — 208 с.

5. Никонов Н.Н. Добровольно о безопасности. — М.: Изд-во АСВ, 2010. — 216 с.

6. Байбурин А.Х., Головнев С.Г. Качество и безопасность строительных технологий: монография. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. — 453 с.

7. Байбурин А.Х. Ошибки, дефекты и обеспечение безопасности на стадии строительства // Безопасность России. Безопасность строительного комплекса / рук. авт. кол-ва Н.А. Махутов, О.И.Лобов, К.И. Еремин. — М.: МГОФ «Знание», 2012. — С. 281–302.

8. Байбурин А.Х. Техническое регулирование безопасности на стадии строи-тельства // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Строительство и архитектура». Вып.

12. — 2011. — № 16 (233). — С. 18–20.

9. Мельчаков А.П. О конструкционной безопасности зданий и сооружений // Безопасность России. Безопасность строительного комплекса. — М.: МГОФ «Знание», 2012. — С. 244–281.

10. Кузьмин И.И. Принципы управления риском // Проблемы анализа риска. – 2005. — № 1(2). — С.73–93.

Обеспечение безопасности является главной целью технического регулирования и строительного контроля, а также одним из основных элементов системы менеджмента качества. Проектная безопасность объекта капитального строительства снижается в результате допущенных дефектов и ошибок, а риск аварии, соответственно, возрастает [1]. Чрезвычайные природные и техногенные воздействия в сочетании с критическими дефектами и ошибками в строительстве приводят к авариям, большим экономическим и социальным потерям.

По данным Госстройнадзора России, на 80 % строящихся объектов допускаются значительные и критические дефекты при возведении несущих конструкций, снижающие их прочность и устойчивость. На 15 % проверенных зданий они угрожали безопасному ведению работ. В среднем в год на территории РФ приостанавливается строительство более 700 объектов и около трети из них — по причине угрозы аварии. На устранение проектных недоработок и строительных дефектов тратится от 5 до 16% от сметной стоимости строительства. По данным Национального объединения строителей, с начала года на территории России зарегистрировано 188 аварий на строительных площадках, в результате чего погибли 122 человека.

Сниженный в результате дефектов уровень безопасности увеличивает ущерб при чрезвычайных ситуациях. Вспомним последствия последних ЧС на Южном Урале: взрыва космического тела над Челябинском и наводнения на юге области. В первом случае повреждения получили около 5000 гражданских и промышленных зданий, во втором — 2315 жилых домов, 7 дамб, 141 км дорог, 14 мостов. Многие инфраструктурные объекты были разрушены полностью. К сожалению, достоверный прогноз подобных чрезвычайных ситуаций невозможен. Однако оценить способность зданий и сооружений, противостоять таким воздействиям, и, следовательно, предвидеть ущербы и риски возможно.

Плановые обследования технического состояния объектов не дают нужного результата: показатель риска аварии остается за рамками нормативного обследования. Только экспертиза конструкционной безопасности с количественным определением уровня риска аварии и последующим страхованием этого риска является действенным механизмом противостояния стихии и снижения потерь. Именно в этом направлении сегодня ведутся дискуссии в научных кругах, строительном сообществе и на различных уровнях властных структур.

Для Цитирования:
А.Х. Байбурин, Техническое регулирование безопасности и качества капитального строительства. Юрисконсульт в строительстве. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: