Обеспечение безопасности является главной целью технического регулирования и строительного контроля, а также одним из основных элементов системы менеджмента качества. Проектная безопасность объекта капитального строительства снижается в результате допущенных дефектов и ошибок, а риск аварии, соответственно, возрастает [1]. Чрезвычайные природные и техногенные воздействия в сочетании с критическими дефектами и ошибками в строительстве приводят к авариям, большим экономическим и социальным потерям.
По данным Госстройнадзора России, на 80 % строящихся объектов допускаются значительные и критические дефекты при возведении несущих конструкций, снижающие их прочность и устойчивость. На 15 % проверенных зданий они угрожали безопасному ведению работ. В среднем в год на территории РФ приостанавливается строительство более 700 объектов и около трети из них — по причине угрозы аварии. На устранение проектных недоработок и строительных дефектов тратится от 5 до 16% от сметной стоимости строительства. По данным Национального объединения строителей, с начала года на территории России зарегистрировано 188 аварий на строительных площадках, в результате чего погибли 122 человека.
Сниженный в результате дефектов уровень безопасности увеличивает ущерб при чрезвычайных ситуациях. Вспомним последствия последних ЧС на Южном Урале: взрыва космического тела над Челябинском и наводнения на юге области. В первом случае повреждения получили около 5000 гражданских и промышленных зданий, во втором — 2315 жилых домов, 7 дамб, 141 км дорог, 14 мостов. Многие инфраструктурные объекты были разрушены полностью. К сожалению, достоверный прогноз подобных чрезвычайных ситуаций невозможен. Однако оценить способность зданий и сооружений, противостоять таким воздействиям, и, следовательно, предвидеть ущербы и риски возможно.
Плановые обследования технического состояния объектов не дают нужного результата: показатель риска аварии остается за рамками нормативного обследования. Только экспертиза конструкционной безопасности с количественным определением уровня риска аварии и последующим страхованием этого риска является действенным механизмом противостояния стихии и снижения потерь. Именно в этом направлении сегодня ведутся дискуссии в научных кругах, строительном сообществе и на различных уровнях властных структур.