По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 001.5

Технический прогресс и ноосфера

Ноосфера, определяемая как разумное, гармоничное взаимодействие человека с природой, испытывает возрастающую энтропийную нагрузку от всех видов энергетической деятельности. Можно предполагать, что уровень энергетического совершенства современного автомобиля составляет около 0,1 % от «идеального автомобиля», и по этой причине он является одним из главных проблемных факторов ноосферы.

Литература:

1. Говорущенко Н.Я., Туренко А.Н. Системотехника транспорта. ХАДИ. — Харьков, 1999.

2. Карно С. Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу: Серия «Классики естествознания». — М.: Книга по требованию, 2013.

3. Титаренко В.С. Энергетическая эффективность автомобиля. — М.: Известия вузов, Машиностроение, 1985.

4. Титаренко В.С. Разработка метода определения энергетической эффективности и его использование в практике конструирования автомобилей КрАЗ: Дис. канд. техн. наук, НАМИ. — М., 1989.

По воздействию на жизнь общества автомобиль относится к самым значимым техническим достижениям прошлого столетия. Каждая новая модель более совершенна, так как является и средоточием, и стимулом развития широкого спектра научных направлений — от добычи полезных ископаемых до нанотехнологий. Современная философия не уделяет должного внимания энергетическому феномену ХХ и ХХI столетий — автомобилю. Его роль в развитии общества, оценка пользы и вреда для человека и ноосферы требуют этого.

Справка

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Эта сфера обозначается также термином «антропосфера».

Насколько мы приблизились к пределу совершенствования автомобиля? Есть ли этот предел? И каков прогноз его воздействия на ноосферу? На эти вопросы нет однозначного ответа.

Степень совершенства любого механизма определяется его КПД. Известно, что простым перемножением или сложением КПД отдельных систем того или иного технического устройства, включая автомобиль, невозможно определить уровень технического и энергетического совершенства этого устройства или средства. Проблема в том, что человек есть главное, управляющее звено системы «автомобиль — водитель — дорога», и такие формулы этого не могут учесть.

В результате официальный термин «КПД автомобиля» отсутствует и в технических характеристиках не приводится. Но это не значит, что проблемы не существует. Прилагаются усилия для ее решения с разных исходных точек зрения. На фоне всего, что сделано ранее, современный механистический подход изложен в работе Говорущенко Н.Я. и Туренко А.Н. [1]. Энергетический подход применен в данной статье.

Идеальный тепловой двигатель, фактически описанный в публикации французского физика и математика Сади Карно [2], является неким пределом развития теплового двигателя. Благодаря этому стало известно и доказано, что КПД двигателя внутреннего сгорания никогда не превысит рассчитанный Карно теоретический предел. На данный период у лучших образцов автомобилестроения КПД составляет порядка 40 % от этого предела.

Для Цитирования:
Технический прогресс и ноосфера. Управление качеством. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: