Современные магистральные трубопроводы являются высоконагруженными электросварными конструкциями, работающими в экстремальных условиях под действием высокого внутреннего давления и внешних неблагоприятных условий: низких температур окружающей среды, общей и стресс‑коррозии, развивающейся при взаимодействии механических и электрохимических факторов. Происходит переход к трубопроводам нового поколения, которые отличаются повышенной экономической и эксплуатационной эффективностью [1–55]. Ценовые показатели проектов трубопроводов определяются использованием труб из высокопрочных сталей и минимальной металлоемкостью. Анализ развития мировой инфраструктуры перспективного потребления труб большого диаметра до 2014 г. показывает резкий рост объемов строительства трубопроводов, который составляет 89,9 тыс. км. При этом общая доля России составляет 18,8 тыс. км (21%), т. е. более 10 млн т.
Сварные трубы для магистральных трубопроводов изготовляют прямошовными и спиральношовными, с диаметром 529…1420 мм и толщиной стенки 8…40 мм. Основным сортаментом, принятым Газпромом в качестве базового для строительства магистральных газопроводов Северный и Южный поток, Ямал — Центр, Сахалин-1, Сахалин-2 и нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», являются сварные одношовные прямошовные трубы диаметром до 1420 мм. В проектах Газпрома и Транснефти предусматривается применение труб из стали класса прочности Х70, Х80 и даже Х100 по API с диаметром 1420 и 1220 мм, толщиной стенки до 43 мм, длиной до 18 м, рабочим давлением до 250 атмосфер (24,7 МПа), трехслойным наружным изоляционным антикоррозионным покрытием и внутренним гладкостным покрытием для прокладки сухопутных и подводных морских участков трубопроводов.
Обеспечение высоких требований к надежности труб при эксплуатации перспективных магистральных трубопроводов обусловливает необходимость создания и освоения промышленного производства современных материалов с повышенным комплексом прочностных свойств, ударной вязкости, хладостойкости и специальных технологических свойств.