По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Театрализация: между образованием и развлечением

Любовь Скрипкина Государственный исторический музей
Ключевые слова:

Театрализованные экскурсии, праздники, воссоздающие старинные обряды и традиции, музейные спектакли достаточно давно используют в музейной практике. Однако по-прежнему актуальным остается обсуждение целей и задач, которые преследуют эти формы, согласование позиций об особенностях метода театрализации для предъявления и актуализации историко-культурного наследия. Этим проблемам был посвящен очередной межрегиональный научно-практический семинар научно-методического отдела ГИМ.

Литература:

1. Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: Автореф. дис. канд. культурологии. — СПб., 2006.

2. Юрчук Е.В. Феномен театрализации музейного пространства. Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия / Санкт-Петербургский университет. — СПб., 2017.

3. Никифорова А.А. Музейная театрализация как способ трансляции культурного наследия / XXIII Ершовские чтения: сб. научных статей. — Ишим, 2013. — С. 88–90.

4. Курьянова Т.С. Музей и нематериальное культурное наследие / Вестник Томского гос. университета. — Томск, 2012. — Вып. №361. — С. 55–57.

Долгое время считалось, что основной задачей музейной театрализации является воссоздание образа прошлого и оказание эмоционального воздействия на посетителя. Отчасти этот подход связан с особенностями музейных экспозиций, в которых музейный предмет предъявляется как некая самостоятельная ценность, вырванная из исторического контекста. Используя методы театрализации, музейные специалисты часто стараются восполнить лакуны своего фондового собрания, «собрать» для посетителей раздробленную реальность в цельный образ, а также облегчить процесс музейной коммуникации — включить посетителя в пространство истории и культуры, дать ему информацию в наиболее полной и концентрированной форме. Объектами театрализации становятся в этом случае не музейные предметы, а исторические события и исторические персоналии.

С развитием музеологии и музейной практики методам театрализации стало придаваться более глубокое значение. Сформулированные профессиональным сообществом новые задачи сохранения и трансляции не только материального, но и нематериального наследия заставили переосмыслить, интерпретировать, актуализировать музейную информацию как в экспозиции, так и за ее пределами, в том числе с помощью художественно-декоративных и драматургических средств. При этом становится все более понятным, что профессиональный подход к использованию методов театрализации требует использования профессионально написанного сценария, привлечения к сотрудничеству профессионального режиссера и актерского мастерства.

Хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые сохраняющиеся расхождения в теории и методике применения методов театрализации. Такие авторы, как И.А. Щепеткова (1), Е.В. Юрчук (2), А.А. Никифорова (3) интерпретируют музейную театрализацию как метод интерактивности, который выражается во вовлечении посетителей в костюмированную инсценировку отдельных исторических сюжетов, обрядов и ритуалов, в их участии в ролевых и обучающих играх, в примерке исторических костюмов, в том числе и в ходе экскурсий. На наш взгляд, интерактивность является специальной технологией взаимодействия посетителя с музейной средой. Она никак не связана с реконструкцией исторических событий и объектов средствами драматургии.

Для Цитирования:
Любовь Скрипкина, Театрализация: между образованием и развлечением. Музей. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: