Долгое время считалось, что основной задачей музейной театрализации является воссоздание образа прошлого и оказание эмоционального воздействия на посетителя. Отчасти этот подход связан с особенностями музейных экспозиций, в которых музейный предмет предъявляется как некая самостоятельная ценность, вырванная из исторического контекста. Используя методы театрализации, музейные специалисты часто стараются восполнить лакуны своего фондового собрания, «собрать» для посетителей раздробленную реальность в цельный образ, а также облегчить процесс музейной коммуникации — включить посетителя в пространство истории и культуры, дать ему информацию в наиболее полной и концентрированной форме. Объектами театрализации становятся в этом случае не музейные предметы, а исторические события и исторические персоналии.
С развитием музеологии и музейной практики методам театрализации стало придаваться более глубокое значение. Сформулированные профессиональным сообществом новые задачи сохранения и трансляции не только материального, но и нематериального наследия заставили переосмыслить, интерпретировать, актуализировать музейную информацию как в экспозиции, так и за ее пределами, в том числе с помощью художественно-декоративных и драматургических средств. При этом становится все более понятным, что профессиональный подход к использованию методов театрализации требует использования профессионально написанного сценария, привлечения к сотрудничеству профессионального режиссера и актерского мастерства.
Хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые сохраняющиеся расхождения в теории и методике применения методов театрализации. Такие авторы, как И.А. Щепеткова (1), Е.В. Юрчук (2), А.А. Никифорова (3) интерпретируют музейную театрализацию как метод интерактивности, который выражается во вовлечении посетителей в костюмированную инсценировку отдельных исторических сюжетов, обрядов и ритуалов, в их участии в ролевых и обучающих играх, в примерке исторических костюмов, в том числе и в ходе экскурсий. На наш взгляд, интерактивность является специальной технологией взаимодействия посетителя с музейной средой. Она никак не связана с реконструкцией исторических событий и объектов средствами драматургии.