По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791;791.9

Театрализация как соблазн развлечения

Коптев Лев Николаевич Россия, 194017, Санкт-Петербург, ул. Гаврская, 6, кв. 23, E-mail: alconost2004@mail.ru

Развлечение понимается как выродившийся соблазн, как влечение чего-то или когото силой, что переживается самим развлекающимся как удовольствие. Пространство театрализованного развлечения — это особо выделенное «отрешённое» пространство, в котором возбуждаются и действуют разнонаправленные духовные силы человека — ангелические и демонические. Предпочтение, отдаваемое в развлечении демоническим разрушительным силам, может привести к гибели духовной и физической.

Статья поступила 29.04.2018 г.

Литература:

1. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе / А.Д. Авдеев. — М.; Л.; Искусство, 1959.

2. Актёры, ушедшие в церковь. [Электронный ресурс]. — URL: http://yadocent. livejournal.com/488940.htm. — (Дата обращения 01.02.2018).

3. Аристотель. Политика / Аристотель // Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М.: Мысль, 1983. — Т. 4 — С. 376–644.

4. Ардалион, мученик. [Электронный ресурс]. — URL: https://slovar.cc/rel/ drevo/2297629.html. — (Дата обращения 01.02.2018).

5. Блаженный Аврелий Августин. О граде Божием. Кн. I. Гл. 32. [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem// — (Дата обращения 01.02.2018).

6. Бодрийяр Жан. Соблазн. Пер. с французского Алексея Гараджи. / Жан Бодрийяр. — М.: Издательство: Ad Marginem, 2000.

7. Высоцкий В.С. «Меня опять ударило в озноб». [Электронный ресурс]. — URL: http:// vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/stihi/717.html. — (Дата обращения 01.02.2018).

8. Гиро Поль. Частная и общественная жизнь римлян. / Поль Гиро. — СПб: Алетейя, 1995.

9. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. / Н.Н. Глубоковский. — Сергиев Посад — Джорданвилль, 2007.

10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. — Т. 1 / В. Даль. — 2 изд. — СПб.; М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1880; Переиздание. — М.: 1955.

11. Делягин М.Г. Человечество за порогом / М.Г. Делягин // Завтра. — 2018. — № 5. — С. 5.

12. Джигарханян А. Питаюсь злом, пороками и счастьем. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.aif.ru/culture/person/1553 — (Дата обращения 01.02.2018).

13. Дидро Д. Парадокс об актёре / Д. Дидро // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. /Д. Дидро. — М., 1980.

14. Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании, или Монах. [Электронный ресурс]. —URL: http://simvol-veri.ru/xp/evagriie-pontiieskiie.-slovo-o-duxovnom-delaniiili-monax.html —(Дата обращения 01.02.2018).

15. Захаров А.В. Развлечение sub specia социологии / А.В. Захаров // Социологические исследования. — 2008. — № 1. — С. 106–114.

16. Иоанн Кронштадтский. Развлечения — болезнь века сего. [Электронный ресурс]. — URL: pravoslavie.ru/put/3030.htm. — (Дата обращения 01.02.2018).

17. Кожурин А.Я. Казнь в контексте игровой концепции культуры / А.Я. Кожурин // Игровое пространство культуры. — СПб.: Евразия, 2002.

18. Коклен Б.К. Искусство актера / Б.К. Коклен; вступ. ст. А.Г. Мовшенсона. — Л.; М.: Искусство, 1937.

19. Коптев Л.Н. К вопросу о творческой готовности / Л.Н. Коптев // Творческая личность: субъект и объект культуросообразной деятельности. Коллективная монография / Отв. редакторы Т.С. Злотникова, Т.И. Ерохина, М.И. Марчук. — СПб: Эйдос, 2013. — C. 87–99.

20. Коптев Л.Н. «Ангелическое» и «демоническое» в поэзии А.С.Пушкина / Л.Н. Коптев // Русская речь. — 2016. — № 2. — С. 3–8.

21. Крэг Г.Э. Воспоминания, статьи, письма / Э.Г. Крэг; сост. и ред. А.Г. Образцова и др. — М.: Искусство, 1988.

22. Кьеркегор С. Страх и трепет / Серен Кьеркегор; [Пер. с дат., коммент. Н. Исаевой, С. Исаева; сост. и предисл. д. филос.н. С. Исаева]. — М.: ТЕРРА — Кн. клуб; Респ., 1998.

23. Лермонтов М.Ю. Мой демон. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sbornikstihov.ru/lermontov205.html — (Дата обращения 01.02.2018).

24. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев; сост. А.А. ТахоГоди; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. — М.: Мысль, 1993.

25. Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. — М.: Праксис, 2005.

26. Мирошниченко И.П. Круги от камушка // Театральная жизнь. — 1973. — № 22. — С. 12.

27. Мистика в кино. Самые страшные легенды съемок экранизаций романа «Мастер и Маргарита». [Электронный ресурс]. — URL: https://newsbuzz.ru/archives/68299?utm_ term=directadvert_673272 — (Дата обращения 01.02.2018).

28. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. / А.Ф. Некрылова. — СПб.: Азбука-Классика, 2004.

29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. — М.: Мир и Образование, Оникс, 2011.

30. Папанов А.Д. Главное — человек / А.Д. Папанов // Мастера сцены — самодеятельности. — М.: «Искусство», 1971.

31. Паскаль Б. Из «Мыслей» / Б. Паскаль // Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы / Б. Паскаль. — М.: Политиздат, 1990.

32. Комиссаржевская В.Ф. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы / В.Ф. Комиссаржевская; ред.-сост. А.Я. Альтшуллер. Вступ.ст. Ю.П. Рыбаковой. — Л.; М: Искусство, 1964.

33. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 2004.

34. Пушкин А.С. Демон. [Электронный ресурс]. — URL: http://rvb.ru/pushkin/01text/0 1versus/0423_36/1823/0333.htm — (Дата обращения 01.02.2018).

35. Рыбакова Ю. Комиссаржевская / Ю. Рыбакова. — Л.: Искусство — ЛО, 1971.

36. Свендсен Ларс. Философия скуки. [Электронный ресурс]. — URL: http://altrea. narod.ru/dict/bordom-f.html — (Дата обращения 01.02.2018).

37. Славянорусский. Изд. 4. / Фонд славянской письменности и культуры. — СПб.: Изд.: Л.С. Яковлева, 2005.

38. Спенсер Герберт. Синтетическая философия: Пер. с англ.— К.: Ника-Центр. (Серий "ПОЗНАНИЕ"; Вып.2). 1997. [Электронный ресурс]. — URL: http://texts.news/pervoistochnikisotsiologii-knigi/vii-razvlecheniya-20693.html — (Дата обращения 01.02.2018).

39. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 2. — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Типография императорской Академии наук, 1912.

40. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1954.

41. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т.т. Т.5. / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1958.

42. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1960.

43. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1956.

44. Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2 т. Т. 2. / К.С. Станиславский. — М.: ВТО, 1986.

45. Степун Ф.А. Степун Ф.А. Природа актерской души / Ф.А.Степун // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. — М., 1988. — С. 53–89.

46. Толшин В.А. Функции маски в ритуале и обряде / В.А. Толшин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — С. 73–78.

47. Шимкевич Ф.С. Корнеслов русского языка сравнённого со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками составленный Фёдором Шимкевичем: Ч. 1–2. / Ф.С. Шимкевич. — Санкт-Петербург: тип. Акад. Наук, 1842. — Т. 1.

48. Шпет Г.Г. Театр как искусство / Г.Г. Шпет // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. — М., 1988. — С. 32–52.

49. Эккерман Иоганн Петер. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. [Электронный ресурс] — URL: http://www.rulit.me/books/razgovory-s-gete-v-posledniegody-ego-zhizni-read-248843-193.html — (Дата обращения 01.02.2018).

Театр — развлечение, говорит Станиславский [41, C. 446]. Но театр — «обоюдоострый меч: одной стороной он борется во имя света, другой — во имя тьмы» [41, C. 472]. Подавляющее большинство театров своего времени Станиславский относит к области зла и причисляет к «развращающим и просто развлекающим зрелищам» [41, C. 649]. Нынешняя сцена и общество в целом претерпевают испытание соблазном развлечения, за которым скрывается тайна, не подлежащая разглашению.

Словарь Ожегова даёт наиболее распространённую формулировку понятия «развлечение»: «Занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие» [29]. Однако имеются несколько исторически сформировавшихся подходов к пониманию истоков развлечений.

Аристотель связывает развлечение с удовольствием и отдыхом, что должно совмещаться с полезным, а не служить только забаве [3, C. 635]. Эта традиция была поддержана уже в Новое время Г. Спенсером [38]. Исторически созревает и понимание вредоносности развлечений, которые могут выполнять по отношению к индивиду и обществу «не только конструктивную, но и деструктивную роль» [15, C. 107].

А. Захаров подчёркивает «медиативную» функцию развлечения, как «опосредующего звена между сакральным и профанным «мирами» [15, C. 108]. Традиция установления такого посредничества идет из античности. Платон (в переводе и изложении А. Лосева) говорит о природе связи поэта, рапсода и зрителя как о «наитии божественной силы», уподобляя её магниту: «Божество… влечет душу людей, куда хочет, прицепляя силу от одного к другому» [24, C. 318–319]. Блаженный Августин (IV–V в. н. э.) полагал, что «сценические игры, непотребные зрелища и суетные разгулы учреждены в Риме… по велению богов» [5].

На скрытую сегодня от глаз религиозно-обрядовую сторону театрализованных развлечений указывает А. Некрылова: как в медвежьей комедии, которая уходила корнями в культ медведя, так и в представлениях ряженых [28, C. 68]. Обрядовые корни такого традиционного детского развлечения, как игра в куклы, раскрывает В. Пропп [33, C. 170].

Для Цитирования:
Коптев Лев Николаевич, Театрализация как соблазн развлечения. Вопросы культурологии. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: