По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Театр на холсте: живописный мир Татьяны Горшуновой

Елена Сергеева искусствовед, заведующая Музеем современного изобразительного искусства им. А.А. Пластова

Татьяна Горшунова принадлежит к поколению художников начала 1980 годов: самостоятельному в поисках и утверждении своего мировосприятия, индивидуальной художественной выразительности. Позже в ее творчестве нашли отражение такие понятия как толерантность и диалог, имеющие в искусстве давние традиции.

В живописных и графических работах Татьяны диалог многослоен и естественен, он проявляется во множестве вариантов одного мотива, в использовании различных техник. Так, один сюжет может повторяться в живописи камерного свойства, в многофигурной композиции в качестве цитаты, наконец, в графическом варианте. В формировании и развитии ее творчества все большее значение придается тематическим контрастам и импровизации, полемике рационального и интуитивного, часто игрового начала.

Еще один аспект, характеризующий творчество художников этого времени — основательное изучение традиций древнерусского искусства, западноевропейского и русского примитива, классического авангарда. Татьяна Горшунова использует их в решении сугубо современных, но все чаще мифологизированных мотивов. В контексте развития её творчества находят отражение театральность и карнавальные знаки, стилизация, усиливается значение метафоры.

В работах, созданных в конце 1980 — начале 1990 годов, предстает мир громогласный и яркий, почти всегда праздничный. К этому периоду относятся картины «Рынок в Горячем Ключе», «Садовка», «Из жизни нового города». Реальное событие, попав на холст, превращается в сказочно-фантастическое, часто ироничное, реже фарсовое действие.

В последующих работах буквально прорывается взрывоподобная живописная энергия. По образованию театральный художник, Татьяна строит свой театр, заключая его в двухмерное пространство холста. Это мир особый, имеющий свои границы, законы — мир живописного театра. Ее театр приобретает все более ассоциативную форму. Тонкая зыбкая стихия творчества в сериях, посвященных актерам, музыкантам, циркачам, дает стойкое ощущение превосходства духовного. Кажется, именно в этот период творчества Татьяна познала и осознала музыку цвета, то ярко — бравурного, то изысканно — утонченного, то пронзительно — трагического.

Для Цитирования:
Елена Сергеева, Театр на холсте: живописный мир Татьяны Горшуновой. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: