Арт-терапия зародилась в начале прошлого века, с одной стороны, как метод работы с пациентами психиатрических клиник, с другой, как направление в искусстве, использующее целительную силу творческого акта. Основы научной арт-терапии базируются в том числе и на представлении психоаналитиков о бессознательном, некоторые методы восходят к представлениям о коллективном бессознательном, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, театре и др. Также большую роль в развитии арт-терапии играют традиционные культурные ритуалы.
Сейчас арт-терапия — это спектр методов, позволяющий корректировать психологические состояния человека, находить новые решения, снимать психосоматические симптомы, развивать личность и адаптировать человека в обществе и др.
На сегодняшний момент в России активно открываются центры арт-терапии, есть обучающие программы по переподготовке психологов, педагогов, специалистов — помогающих практиков и художников. Такие программы представлены в МСПИ (ведет профессор Никитин В.Н.), в Психолого-педагогическом университете (ведет Варвара Сидорова), в Институте «Иматон», в академии искусств Игоря Бурганова (под руководством профессора Копытина А.И.) и др.
В современном обществе все больше внимания уделяется работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Выделяются средства на создание доступной среды и равных возможностей взрослых и детей с особыми потребностями. Проводятся инклюзивные проекты или внедряются программы, в которых учитывается возможность инклюзии. Многие фонды и общественные организации работают в этом направлении.
Однако несмотря на уже большой, казалось бы, опыт работы в этой сфере, если говорить не о больших специализированных проектах и грантах, а о разнообразии программ, которые предлагаются сегодня на базе музеев, библиотек, различных учреждений культуры, можно признать, что не всегда достаточно практических навыков и психолого-педагогических знаний, которые могут помочь реализовать задуманное.