Во время Великой Отечественной войны здесь хоронили воинов, умерших от ран в областной больнице и ближайших госпиталях, позже — убитых во время массированных бомбардировок города и тех, кого сразил осколок или пронзила пуля в ходе боёв на этом участке переднего края.
Это одно из самых масштабных воинских захоронений в городе. Здесь покоятся около пяти тысяч солдат из разных частей Воронежского боевого участка, 40-й и 60-й армий: из всех союзных республик СССР, в том числе из 49 областей и краев РСФСР и 17 областей Украины.
Рядом с героями в братской могиле № 15 покоятся и те, чьи имена мы вряд ли когда-нибудь узнаем, и те, чьи родственники находятся на другом краю света и не знают, что под Воронежем погиб их отец, дед или прадед.
Хотя иногда чудеса всё-таки случаются. С воинским захоронением связана удивительная история. В 2010 году нашлись родственники одного из похороненных здесь воинов — капитана Василия Петровича Чулюкова. Супруга первого заместителя председателя правительства Алтайского края Татьяна Локтева, будучи в Воронеже, как-то обмолвилась в разговоре с руководителем Управления ЗАГС Воронежской области Мариной Севергиной, что в братской могиле покоится её родной дядя, и рассказала историю его многолетних поисков.
Долгое время семья считала его пропавшим без вести. И только в 2010 году родственники точно узнали, когда он погиб и где похоронен. По словам Т. Локтевой, письма от него перестали приходить летом 1942 года. Сразу после окончания войны родственники пытались искать информацию о Василии Петровиче самостоятельно. И только когда начали рассекречивать архивы Минобороны, удалось узнать, что Василий Петрович пропал под Воронежем, но место его захоронения попрежнему было неизвестно.
— По счастливой случайности, — рассказывает Татьяна Локтева, — моя тётя услышала по радио, что в Воронеже во время перезахоронения были найдены останки капитана Василия Чулюкова, она сделала запрос и получила ответ, что он захоронен в братской могиле № 15.