— Татьяна Львовна, как вы думаете, вернётся ли высшее образование после коронавируса в докоронавирусный формат?
— Думаю, что многие вузы хотели бы вернуться в то состояние, в котором они были до пандемии. Но, скорее всего, это не удастся. И не потому, что уже получен опыт работы в дистанционном режиме и стало ясно, в чём проблемы и как их можно преодолеть (решить). Дело в другом: от системы высшего образования потребуется существенная перестройка, как, впрочем, и от многих других социальных и экономических отраслей. По системе здравоохранения мы увидели все проблемы, так сказать, в режиме реального времени. Оказалось, что нужны резервные мощности, готовность к стрессовым ситуациям. Мы считали, что главное — бороться с раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями, и, скажем так, обнажили некоторые фронты, которые и показали уязвимость системы. Прогноз по развитию здравоохранения был, как обычно бывает с прогнозами, хорош, но не оправдался. Приоритеты важны, но про некоторые мы забыли, а они и вышли на авансцену.
То же самое в высшем образовании. Мы думали, что дистанционное обучение — это дополнение, что онлайн-образование — это развивающаяся область, но нельзя уйти в онлайн полностью. Жизнь показала, что не только можно, но иногда и необходимо. Означает ли это, что мы должны закрыть все очное обучение и перейти в Сеть? Студенты сидят дома, преподаватели тоже находятся дома или в парке с ноутбуками, и весь учебный процесс осуществляется в Сети. Картина очень красочная, но вряд ли это наше будущее.
Как и 70 % работодателей заявили, что после окончания пандемии они вернут своих сотрудников в офисы, так и вузы постараются вернуть студентов в аудитории.
— Почему? И что изменится?
— Пандемия показала, что в образовании, и не только высшем, как и в здравоохранении, нужен резерв, резервные мощности. И дистант создаёт эти резервные мощности. Но мало иметь резервные мощности, нужно уметь с ними работать.