— Является ли непредставление идентификационного решения ФСТЭК нарушением запретов и ограничений, влекущим административную ответственность?
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» идентификационное заключение позволяет отнести товары либо к контролируемым, либо к товарам, вывоз которых возможен без лицензии, то есть само по себе идентификационное заключение не является документом, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений, в частности мер экспортного контроля. Но идентификационное заключение позволяет таможенному органу определить, требуется ли для вывоза данного товара лицензия или нет, соответственно, сделать вывод, образует ли деяние лица событие административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (соблюдение запретов и ограничений). Таким образом, резюмируем: если декларируется какой-то товар и представляется идентификационное заключение, свидетельствующее о том, что вывоз этого товара возможен без лицензии, в этом случае экспорт происходит беспрепятственно. Обратный случай: если при декларировании товара не представляются лицензия и идентификационное заключение, а у таможенного органа нет основания относить товар к категории безлицензионного вывоза, соответственно, если этот товар включен в контролируемые списки, непредставление лицензии образует состав правонарушения по статье 16.3 КоАП.
— Может ли быть привлечен к административной ответственности таможенный представитель по статье 16.3?
По мнению УТРД, таможенный представитель не является субъектом ответственности по статье 16.3 КоАП, поскольку обязанность по соблюдению запретов и ограничений лежит на декларанте. Только не надо путать этот состав с другим составом главы 16, связанным с представлением документов, которые повлияли на соблюдение запретов и ограничений. В этом случае, поскольку таможенный представитель, взаимодействуя с таможенным органом, документы представляет, по части 3 статьи 16.2 КоАП он субъектом ответственности может быть.