По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543.027.2

Таможенное регулирование деятельности на территории особых экономических зон

Иорданова В. Г. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва, E-mail: iordanova-vg@ranepa.ru
Бойко А. Р. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), г. Москва, E-mail: andreubkv@yandex.ru

В статье проведен анализ функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. В настоящее время, исходя из сложившейся мировой практики, особые экономические зоны могут выступать катализатором привлечения иностранных инвестиций и обеспечения эффективного регионального социально-экономического развития. Поэтому, по мнению авторов, особую значимость приобретают вопросы совершенствования функционирования особых экономических зон. Анализ результатов функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что существует значительный потенциал их развития. Ввиду того что функционирование особых экономических зон неразрывно связано с ведением внешнеэкономической деятельности, а сами особые экономические зоны являются инструментом встраивания страны в глобальные цепочки добавленной стоимости, значимость приобретают вопросы таможенного регулирования деятельности на их территории, которое выступает эффективным способом воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность и обладает значительными возможностями в области стимулирования развития особых экономических зон в России. В этой связи исследование вопросов применения мер таможенного регулирования как важных факторов развития особых экономических зон в РФ представляется весьма актуальным. Особое внимание в данной работе уделено изучению нормативно-правовых основ применения таможенных процедур в отношении ввозимых на территорию особых экономических зон и вывозимых с таких территорий товаров. По результатам проведенного исследования установлено наличие значительных пробелов в современном законодательном регулировании данного спектра правоотношений. В статье сформулированы конкретные меры, которые могут способствовать повышению эффективности функционирования особых экономических зон в РФ.

Литература:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 15.03.2018).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

3. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (ред. от 11.04.2017).

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 (ред. от 03.04.2020) «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».

5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года.

6. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 № 1096 «Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны».

8. Богачева И., Морозов А. Глобализация и деглобализация: роль стран с формирующимися рынками и выводы для России // Аналитическая записка Банка России. — 2019. — 110 c.

9. Быкова Е. Н. Проблемы развития портовых особых экономических зон в России // Вестник государственного университета морского и речного флота им. С. О. Макарова. — 2011. — № 2 (11). — С. 1–4.

10. Громова А. С., Кускова С. В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник науки Сибири. — 2013. — № 3 (9). — С. 132–139.

11. Жиркова С. В. Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инновационного потенциала: недостатки, преимущества и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 7 (8). — С. 22–28.

12. Павлова Е. О. Роль особых экономических зон в развитии экономики Российской Федерации // Студенческая наука. — 2016. — № 23. — С. 171–175.

13. Скляр М. И. Особые экономические зоны в Российской Федерации // Стратегия развития экономики. — 2007. — № 7 (16). — 57 c.

14. Коновалова Т. А., Савельева М. А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 3. — С. 28–33.

15. Кузнецова О. В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная экономика. — 2016. — № 4. — С. 129–152.

16. Метельский Е. М. Роль особых экономических зон в ходе развития современной рыночной экономики в России // Научный вестник. — 2015. — № 31. — С. 3–8.

17. Чепинога О. А., Солодков М. В., Семенова А. Э. Проблемы функционирования и перспективы развития особых экономических зон в России // Электронный научный журнал. — 2017. — № 3 (8). — С. 3–15.

18. Шибанов В. Е., Шнейдер О. А. Функционирование свободных экономических зон и их налогообложение: Российская практика и опыт КНР // Вестник ВГУИТ. — 2016. — № 2. — С. 38–53.

19. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru (дата обращения: 15.04.2021).

В настоящее время обеспечение динамичного регионального экономического развития является одной из главных потребностей Российской Федерации. В связи с этим Правительство РФ 13 февраля 2019 г. утвердило Стратегию пространственного развития Российской Федерации до 2025 г., цели которой во многом соответствуют целям создания особых экономических зон (далее — ОЭЗ), регламентированным Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и рядом других нормативно-правовых актов национального и наднационального уровня в данной области. В связи с этим особые экономические зоны могли бы выступать в качестве инструмента социально-экономического развития Российской Федерации.

Теме исследования в последнее время уделяется большое внимание. Вопросом об эффективности функционирования особых экономических зон задается, в частности, Кузнецова О. В., приходя к выводу о неоднородности результатов функционирования особых экономических зон в Российской Федерации, и выдвигает ряд предложений по решению возникающих в данном аспекте проблем [15]. Громова А. С. и Кускова С. В. проводили оценку эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации и пришли к выводу о недостатке нормативно-правового регулирования особых экономических зон, что потенциально предоставляет значительные возможности как для развития предпринимательской деятельности, так и для регионального развития в целом [10]. Новый взгляд на особые экономические зоны как инструмент интеграции российской экономики в мировое хозяйство посредством иностранных инвестиций и интенсификацию экономических связей России сформулирован Жирковой С. В. [11]. Роль особых экономических зон в развитии рыночной экономики в России рассматривал Метельский Е. М. и пришел к выводу, что российские особые экономические зоны создаются главным образом для активизации использования внутренних резервов с акцентом на отечественный капитал и инновационные технологии [16].

Для Цитирования:
Иорданова В. Г., Бойко А. Р., Таможенное регулирование деятельности на территории особых экономических зон. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: