По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Таможенное администрирование в России: на пороге прорыва

Г. В. Баландина, ст. научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных макроэкономических исследований РАНХиГС, Ю. Ю. Пономарев, канд. экон. наук, зав. лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, ст. научный сотрудник Института Гайдара, C. Г. Синельников-Мурылев, д-р экон. наук, профессор, ректор Всероссийской академии внешней торговли, представляют анализ сегодняшнего состояния таможенного администрирования в России и предлагают комплекс мер по его реформированию, способствующих выполнению стратегических задач развития страны, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г.

Продолжение. Начало в № 3–6/2019

Предложения, представленные в настоящем докладе, затрагивают значительную часть потенциальных направлений совершенствования таможенного администрирования в России. К ключевым из них, представляющим содержательное ядро изменений, следует отнести совершенствование бизнес-процессов по осуществлению контроля за прохождением пунктов пропуска на государственной границе и администрированию взимания таможенных и связанных с внешнеторговой деятельностью налоговых платежей.

Для оценки эффектов от внедрения отдельных элементов целевой модели налогового и таможенного администрирования авторами доклада использовался комплексный подход, состоящий из нескольких элементов.

На первом шаге авторами доклада построена симуляционная модель бизнес-процессов прохождения участниками ВЭД пунктов пропуска на государственной границе России на примере морских и автомобильных пунктов пропуска (характеризующихся существенным количеством излишних формальностей) с учетом спе цифики применяемой в настоящее время ФТС системы управления рисками. В основе модели лежит детальная схема бизнес-процессов (рис. 2), отражающая все этапы и узловые точки (передача документов, контрольные мероприятия и др.) прохождения участниками ВЭД контрольных процедур в пунктах пропуска на государственной границе (с учетом их дифференциации по видам транспорта).

Проведенный с помощью построенной модели анализ позволил оценить результаты (с точки зрения изменения среднего времени прохождения пункта пропуска) внедрения части элементов предлагаемой в рамках настоящего доклада целевой модели процессов таможенного и налогового администрирования.

На втором шаге на основе полученных результатов проводится оценка влияния предлагаемых изменений на позиции России в международных рейтингах по качеству таможенного администрирования на примере компоненты «Международная торговля» рейтинга Doing Business, публикуемого Всемирным банком.

На третьем шаге полученные результаты используются для оценки влияния предлагаемых изменений на объемы внешней торговли и связанные с ней объемы таможенных платежей. В основе проводимого на этом шаге анализа лежит гравитационная модель внешней торговли России, построенная в РАНХиГС и ИЭП им. Е. Т. Гайдара и учитывающая пространственную структуру пунктов пропуска на границе России.

Для Цитирования:
Таможенное администрирование в России: на пороге прорыва. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: