По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Таможенное администрирование в России: на пороге прорыва

Г. В. Баландина, ст. научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных макроэкономических исследований РАНХиГС, Ю. Ю. Пономарев, канд. экон. наук, завлабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, ст. научный сотрудник Института Гайдара, C. Г. Синельников-Мурылев, д-р экон. наук, профессор, ректор Всероссийской академии внешней торговли, представляют анализ сегодняшнего состояния таможенного администрирования в России и предлагают комплекс мер по его реформированию, способствующих выполнению стратегических задач развития страны, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г.

Таможенные органы в Российской Федерации обеспечивают соблюдение мер торговой политики, включая меры таможеннотарифного (взимание таможенной пошлины) и нетарифного (запреты и ограничения на ввоз и вывоз) регулирования при перемещении товаров через таможенную границу.

Административные процедуры, которые используют таможенные органы, с одной стороны, должны надежно обеспечивать соблюдение внешнеторгового законодательства, а с другой стороны, быть комфортными и минимально затратными для лиц, участвующих в перемещении товаров через таможенную границу

В феврале 2018 г. опубликован доклад Центра стратегических разработок «Таможенное администрирование в России: что делать?» [1], подготовленный ЦСР совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Всероссийской академией внешней торговли. В докладе проанализированы современные тенденции организации государственного контроля за трансграничным перемещением товаров в России и за рубежом, выявлены и описаны основные проблемы таможенного администрирования в России, предложены меры, реализация которых должна привести к построению единого механизма адмнистрирования таможенных и налоговых платежей с повышением эффективности деятельности российской таможни как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государства.

Настоящий доклад развивает основные положения доклада ЦСР с их актуализацией и нацеленностью на реализацию задач в сфере внешней торговли, международной кооперации и экспорта, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Таможенная служба декларирует повышение качества администрирования таможенных платежей и снижение административной нагрузки на бизнес.

Простоту и удобство для бизнеса предполагается достичь за счет автоматической регистрации таможенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, и их автоматического выпуска (до 80 % к 2020 г.), совершенствуя работу по отбору компаний для включения в «зеленый сектор». Предполагается концентрация декларирования в центрах электронного декларирования, а фактический контроль — в местах нахождения товаров. Для борьбы с «серым импортом» предлагается введение маркировки каждой единицы некоторых видов товаров. Планируется создание единой информационной среды налоговых и таможенных органов, включая единый механизм сквозного контроля на всех этапах оборота импортных товаров, подлежащих прослеживаемости. Особенностью системы прослеживаемости будет являться полностью электронный документооборот счетов-фактур и универсального передаточного документа между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы прослеживаемости и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные режимы налогообложения, при продаже импортных товаров [2].

Для Цитирования:
Таможенное администрирование в России: на пороге прорыва. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: