Продолжение. Начало в № 3–5/2019.
Анализ программных документов Правительства Российской Федерации и ФТС России, направленных на повышение эффективности таможенного администрирования, свидетельствует о том, что их реализация постепенно будет способствовать улучшениям прежде всего за счет внедрения информационных технологий. В то же время ни один из программных документов не предполагает пересмотра базовых технологий и бизнес-процессов осуществления таможенного администрирования, что накладывает существенные ограничения на изменения, которые необходимо предпринять для преодоления отставания России в организации таможенных процедур от других стран, улучшения бизнес-климата, дальнейшего развития внешней торговли и транзита.
В основу изложенных в настоящем докладе предложений по совершенствованию таможенного администрирования заложены следующие предпосылки. Во-первых, таможенная пошлина — это обыкновенный косвенный налог, который можно взимать результативнее (с точки зрения уровня собираемости) и менее затратно для бизнеса, если процедуры его взимания будут отделены от выпуска товаров. Во-вторых, анализ информации, представляемой при таможенном декларировании и других этапах таможенного оформления, недостаточен для того, чтобы применять надежную систему контроля. Для полноценного анализа рисков и проведения проверочных мероприятий таможенные органы должны собирать информацию о товарах и лицах, участвующих в цепочках их поставок до ввоза товаров на таможенную территорию, а в фискальных целях — при постановке товаров на учет и последующих сделках с ними. В-третьих, современные информационные технологии позволяют государственным органам осуществлять интегрированный контроль на основе однократно представленной информации, распределяя функции и задачи таким образом, чтобы они не дублировались.
Основным направлением совершенствования таможенного администрирования должно стать установление сквозного контроля движения товаров и совершения сделок с ними с момента ввоза до конечного потребления или реализации в розницу на основе анализа информации о товарах, сделках с ними, лицах, задействованных в международных цепочках поставки. Контроль только одного этапа движения каждой отдельной поставки товара на этапе декларирования и выпуска при его вынужденной выборочности из-за ограниченности ресурсов сам по себе чреват высоким риском пропуска значительных объемов незаконного импорта, о чем свидетельствуют, например, приведенные оценки нелегального оборота товаров легкой промышленности. Для достижения этой амбициозной цели важно изменить бизнес-процессы, последовательность административных процедур и перераспределить функции между таможенными и налоговыми органами в части фискального контроля, а также между таможенными и иными надзирающими органами в части нефискального контроля. Для упрощения и ускорения этапа выпуска товаров контроль следует осуществлять на этапах до ввоза товаров (предварительный анализ информации) и после их выпуска для внутреннего потребления с постепенной заменой физического контроля товаров (за исключением товаров с высоким риском существенных и необратимых последствий проникновения их в оборот в обход установленных запретов и ограничений) на анализ информации о них.