В последнее время особое внимание специалистов по налогообложению внешней торговли стал привлекать комплекс вопросов, связанных с дополнительными начислениями либо вычетами из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее — ЦФУ), расходов на их перевозку (транспортировку).
Авторы статьи не претендуют на полноту рассмотренных ниже проблем, однако в настоящей работе предпринята попытка выделить и рассмотреть два проблемных направления, которые представляются значимыми и методологически интересными.
1. Вычеты расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз) от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
Можно с уверенностью отметить, что данный вопрос занял твердое первое место в «транспортной» тематике. Возникновение проблемы в значительной степени обусловлено практикой, в рамках которой таможенные органы в целях документального подтверждения права декларанта на один из видов «разрешенных вычетов» из ЦФУ, а именно расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС (пп. 2 п. 2 ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, далее соответственно — Кодекс, вычет из ЦФУ расходов по перевозке) требуют представления в том числе договора по перевозке (договора транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактуру (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен). Поскольку вычет расходов по перевозке делается из ЦФУ, то есть указанные расходы понесены продавцом товаров и включены в цену счета, являющуюся основой для ЦФУ, покупатель товаров перечисленными выше документами, как правило, не располагает.
При рассмотрении нормативных оснований вопроса можно обратить внимание на следующее.