В своем выступлении я хотела бы остановиться на новых подходах таможенных органов к формированию требований по вопросам таможенной стоимости, а также кратко коснуться позиции Верховного Суда РФ в отношении контроля таможенной стоимости.
Рассмотрим, что мы видим в качестве оснований для назначения дополнительных проверок таможенной стоимости при таможенном декларировании, каким образом формулируются запросы таможенных органов и как компании отвечают на эти запросы и ведут конструктивный диалог с таможенными органами. Я представлю четыре наиболее типовые ситуации, подчеркиваю, конструктивного диалога компаний с таможенными органами, по итогам которого не возникло последующего спора и участники ВЭД успешно доказали правильность заявленной таможенной стоимости. Суммируя ситуации, которые выступают в качестве оснований для назначения таможенным органом дополнительной проверки таможенной стоимости в ходе декларирования товаров, можно назвать следующие: переход с одного метода определения таможенной стоимости на другой; снижение уровня таможенной стоимости (например, по результатам оценки трансфертного ценообразования); переход на новый внешнеторговый контракт; результат срабатывания профиля риска.
Итак, первая ситуация — декларант перешел с шестого метода на первый. В данном случае таможенный орган запросил прайс-лист поставщика и производителя и коммерческое предложение. Как известно, далеко не каждый поставщик или производитель имеет общий публичный прайс-лист, поэтому компания подготовила пояснения о причинах отсутствия прайс-листов поставщика/производителя. Также в рамках деловых отношений зачастую отсутствует обыкновение направлять формализованное коммерческое предложение. Поэтому компания подготовила пояснения о том, что спецификация к договору поставки равнозначна по своей юридической сути коммерческому предложению поставщика. Дополнительно компания выработала рекомендации по формированию прайс-листов для тех поставщиков, где имелась такая возможность, и сами прайс-листы были в итоге сформированы для предоставления в таможенный орган в будущем в случае необходимости. Обращаю внимание, что для удовлетворения требования таможни надо учитывать адресность прайслиста, период его действия, валюту, надлежащее заверение уполномоченным лицом, стоимость и номенклатуру товаров.