Таможенная стоимость, а именно определение, процедура контроля — один из самых важных и одновременно проблемных вопросов в системе таможенного регулирования.
Зачастую именно определение таможенной стоимости декларантом и несогласие таможенного органа с уровнем и выбранным методом определения таможенной стоимости приводят к спорам, заканчивающимся процедурой обжалования или судебным решением. Именно в связи с этим любой нормативно-правовой акт, который разъясняет или устанавливает порядок определения или контроля таможенной стоимости, ожидаем и актуален.
Какими событиями в области таможенной стоимости был отмечен 2016 г.? Остановимся на самых важных. Но для начала вернемся в 2015-й, который принес всем участникам ВЭД просто революционное решение1 , позволяющее при соблюдении ряда условий избежать дополнительной проверки и внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Фактически реализация норм этого решения нашла свое отражение только к середине 2016 г. В связи с этим остановимся на нем чуть подробнее.
Внесенные изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (ред. от 03.11.2015) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»2 (далее — Решение КТС № 376) позволяют декларанту избежать процедуры дополнительной проверки при одновременном соблюдении следующих условий: «1) декларируемые товары и ранее ввезенные товары идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий поставки); 2) при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска декларируемых товаров выявлены те же обстоятельства, указанные в пункте 11 Порядка3 , что и при проведении таможенного контроля таможенной стоимости идентичных им товаров; 3) в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам: таможенная стоимость заявлена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1); проводилась дополнительная проверка, по результатам которой заявленная таможенная стоимость была принята таможенным органом; 4) декларация на товары в отношении декларируемых товаров подана в тот же таможенный орган, что и декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам; 5) в декларации на товары в отношении декларируемых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 2574 , заявлен регистрационный номер соответствующей декларации на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам; 6) срок с даты принятия по результатам дополнительной проверки решения о принятии таможенной стоимости ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, до даты регистрации декларации на товары в отношении декларируемых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками, но не более 180 дней».