В настоящее время существует много площадок, на которых происходит обсуждение таможенного администрирования: Агентство стратегических инициатив, аппарат омбудсмена при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Евразийская экономическая комиссия, четверка объединений предпринимателей (РСПП, ТПП, «Деловая Россия», Опора России») и т. д. Эта множественность рабочих групп и совещаний, с одной стороны, позволяет напоминать о проблемах, имеющихся в сфере таможенного администрирования, но с другой — порой приводит к распылению ресурсов со стороны и предпринимателей, и таможни.
В связи с окончанием работы над Таможенным кодексом Евразийского экономического союза возникает вопрос, каким образом его нормы будут имплементированы в национальное законодательство. Это крайне важно, тем более что в новом кодексе количество ссылок на национальное законодательство увеличилось, хотя изначально ставилась цель свести их к минимуму. Так получилось в том числе потому, что в ходе обсуждения проекта ТК ЕАЭС постепенно сформировалось мнение о Федеральной таможенной службе России как наиболее передовой и либеральной среди таможенных служб государств Союза, и к концу работы представители российского предпринимательского сообщества стали охотно соглашаться на отсылки к национальному законодательству по вопросам, вызывающим споры. В связи с этим сейчас стоит задача разработки нового федерального закона о таможенном регулировании в РФ взамен действующего Закона № 311, а также переработки более 1500 нормативно-правовых актов, многие из которых были приняты еще до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако, думаю (это мое личное впечатление), что надежды предпринимательского сообщества, скорее всего, не оправдаются, и ФТС России, которая была очень либеральной и прогрессивной на площадке ЕЭК, сейчас займет более жесткую позицию. На самом деле основные положения нового федерального закона, думаю, практически уже написаны Федеральной таможенной службой. Скорее всего, сейчас идет согласование его норм между внутренними подразделениями ФТС, и предполагается, что через какое-то время он будет представлен на рассмотрение Минфина и предпринимательского сообщества. Рабочая группа по разработке нового федерального закона, в которой я имею честь состоять, видимо, будет собрана для того, чтобы одобрить (или не одобрить) представленный вариант. В связи с этим четыре объединения предпринимателей (ТПП, РСПП, ДР и ОР) на своем последнем совещании приняли решение попытаться перехватить инициативу и создать свой собственный «заказной лист», или «техзадание», в рамках нового национального таможенного законодательства и передать его на рассмотрение ФТС и Минфина. Основные темы этого «техзадания» во многом перекликаются с упомянутыми в самом первом варианте мероприятиями дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», которая в последнее время довольно сильно забуксовала, поскольку, хотя ряд важных изменений был принят, всетаки подавляющая часть исполненных пунктов касается вторичных, не столь важных вопросов. Теперь же, когда наступило время решать основные вопросы, дорожная карта забуксовала. Именно эти вопросы перекочевали в т. н. техзадание бизнес-сообщества.