В последнее время интерес к таможенной процедуре «Таможенный склад» заметно возрос. Это связано с внедрением в России физической прослеживаемости товаров и расширением практики обязательной маркировки товаров средствами идентификации1 , а также желанием участников ВЭД оптимизировать транспортные расходы и выстроить более эффективные цепочки поставок, в том числе товаров электронной коммерции.
Авторы статьи в своей практической деятельности часто встре чаются с вопросами импортеров относительно практики применения таможенной процедуры «Таможенный склад». Поэтому целью данной статьи является обобщение теоретических материалов и практического опыта по вопросу применения таможенной процедуры «Таможенный склад» в России.
Цели использования таможенной процедуры «Таможенный склад» хорошо раскрываются в статье А. А. Козырина2 . По мнению автора, экономическая привлекательность обусловлена тем, что ввозимые товары, помещаемые на таможенный склад, оказываются на таможенной территории и могут находиться на ней в течение длительного времени без уплаты таможенных платежей и применения мер нетарифного регулирования. В практике такая необходимость довольно часто встречается. Например, в ряде случаев ввоз крупной партии товара сокращает транспортные расходы и повышает «коммерческую мобильность»: имея в своем распоряжении достаточный запас товаров, можно в случае заключения контракта гарантировать доставку со склада товаров в кратчайшие сроки.
Освобождение от таможенных платежей за ввозимые товары, помещенные на таможенный склад, позволяет импортеру избежать экономически невыгодной ситуации, когда до момента заключения сделки без каких-либо гарантий на скорый сбыт товара «замораживаются» значительные денежные суммы, идущие на уплату таможенных пошлин и иных налогов3 .
Помещая ввезенный товар на таможенный склад, коммерсант получает возможность выпускать его в коммерческий оборот (выпуск для внутреннего потребления) под конкретную (уже заключенную) сделку, так что таможенные платежи, уплачиваемые при завершении хранения на таможенном складе, практически сразу «перекладываются» на покупателя импортного товара. В условиях обострения конкурентной борьбы важное значение приобретает использование таможенных складов для предоставления покупателям товаров, поступающих в порядке замены, гарантийного послепродажного обслуживания и т. п.4 .