В последние годы одним из основных направлений налоговой политики государства в отношении косвенного налогообложения стало совершенствование механизмов применения нулевой ставки НДС. Пожалуй, ни одно другое направление государственного регулирования этого налога не подверглось таким изменениям, как нормы, связанные с нулевой ставкой. Комплекс мер налогового регулирования в отношении нулевой ставки НДС в значительной степени сформирован, однако, как показывает практика, может нуждаться в более «тонкой настройке». Одним из требующих такой настройки направлений представляются вопросы применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее — таможенная процедура СТЗ), которые, по мнению автора, заслуживают внимания профессионального сообщества.
Таможенная процедура СТЗ может применяться на территориях особых либо свободных экономических зон (далее — ОЭЗ)2 , деятельность в которых получила в России широкое распространение. При этом ОЭЗ, исходя из особенностей их законодательного регулирования, могут быть разделены на шесть типов: «классические» ОЭЗ, «калининградская», «магаданская», «крымская» ОЭЗ, свободный порт Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития. Использование ОЭЗ можно рассматривать как часть общемировой тенденции, поскольку многие страны предпринимают попытки с их помощью сформировать устойчивые кластеры развития. Как правило, функционирование ОЭЗ подразумевает, что работающим в них лицам (далее — резиденты ОЭЗ), а иногда и их контрагентам предоставляются преимущества по уплате налогов и сборов. Не является исключением в этом отношении и Россия, где для резидентов ОЭЗ и для их контрагентов предусмотрены меры государственной налоговой поддержки как на уровне права Евразийского экономического союза, так и на национальном уровне. К мерам такой поддержки относится в том числе и нулевая ставка НДС, которая установлена для реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ3 .