По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Так ли экологичен водородный транспорт

В КОНЦЕ 2020 ГОДА ВЛАДИМИР ПУТИН ПОРУЧИЛ К 2023-му СОЗДАТЬ ГОРОДСКОЙ АВТОБУС НА ВОДОРОДНОМ ТОПЛИВЕ. В апреле 2021 года глава московского Дептранса Максим Ликсутов заявил, что первый «водоробус» появится в столице «через один-два года». На Московском урбанистическом форуме Ликсутов рассказал Strelka Mag, что ведомство уже заказало у компании «Роснано» тестовый экземпляр автобуса на водородном топливе. Вместе с экспертом по транспортному планированию, директором проектов КБ Стрелка Ильёй Чистяковым разбираемся, поможет ли водород экологии и готовы ли российские города к новому виду транспорта.

Убеждение, что любой водород лучше и чище бензина — ложное. Экологичность водородного топлива зависит от технологии его производства. Классический подход заключается в том, чтобы получать водород из природного газа. Это так называемый серый водород. При его производстве выделяется большое количество CO2. Для экологии переход на серый водород может быть даже более вредным, чем использование современного бензинового двигателя стандарта «Евро-5».

Чтобы транспорт на водороде был по-настоящему экологичным, нужно вводить в его производство новые технологии. Одна из них называется carbon sequestration и предполагает, что при производстве водорода углекислый газ не выбрасывается в воздух, а превращается в сажу или утилизируется.

Кроме того, существует технология электролиза. Она позволяет получать водород из воды. Это экологически чистый, но крайне энергозатратный процесс. Как правило, такой способ используется, когда неподалеку от города находится крупная энергостанция. При этом экологичность выработки электроэнергии до сих пор остается под вопросом. Таким образом, новый вид топлива не сможет решить проблему парниковых газов или глобального потепления, если мы не перейдем к чистому производству.

В России пока что чаще всего производят «серый водород». При этом Москва уже заказала у компании «Роснано» тестовый экземпляр водоробуса. «В идеале мы бы хотели, чтобы в автобусах стояли не баллоны со сжатым водородом, а чтобы в обычный бак заливалась вода и за счет электролиза получался водород», — прокомментировал заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Водород опаснее, чем природный газ, бензин или дизель, поэтому использование транспорта на таком топливе требует высоких стандартов безопасности. Сегодня никто не может гарантировать соответствие новой продукции этим стандартам.

Для Москвы переход на водород с экологической точки зрения выгоден, однако выработка водорода классическим методом создает экологические проблемы на других территориях. Увеличивая спрос на водород, Москва может увеличить выбросы углекислого в местах, где находятся центры его производства. Чтобы решить эту проблему, нужно инвестировать в новые технологии, которые сделают водородные предприятия экологически чистыми.

Для Цитирования:
Так ли экологичен водородный транспорт. Глава местной администрации. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: