Современная глиняная скульптура явление сложное и уникальное, берущая свое начало еще в неолите. Сегодня керамика ищет новые формы и образы, возвращаясь от постмодернизма к традициям.
Именно такой путь, возвращение к корням, выбирают многие современные художники-керамисты. Благоприятной почвой для творческих поисков стал байкальский край, уникальное место на карте России, пересечение востока и запада, разных культур, исторических событий, традиций и современности.
Здесь, в городе Иркутске, что лежит на берегах Ангары, работает с глиной молодой художник-керамист Валентина Андреевна Голендеева (1987 г.р.) Увлечение глиняной пластикой пришло от отца, художника-керамиста, Андрея Николаевича Голендеева, народного мастера Иркутской области, который привел маленькую дочь в керамический цех, где работал сам. Так ребенок с самого детства видел, как работают народные мастера, как готовится глина, работают огромные печи и создаются скульптуры.
В школьные годы Валентина участвовала в различных художественных конкурсах и выставках, создавая керамические скульптуры на тему русских сказок и славянской мифологии, под чутким руководством отца. Прошла школу декоративно-прикладного искусства при Иркутской городской общественной организации «Данко», по специальности «мастер по изготовлению художественных изделий из керамики». Помогала отцу в развитии его творческого проекта — «Тальцинская керамика». Позже она получила образование по направлению «Искусствоведение» (ИрНИТУ) и «Педагог ИЗО и ДПИ» (ИГУ).
Сегодня Голендеева Валентина известный иркутский мастер декоративной керамики, член ИООО «Союз народных мастеров Прибайкалья и ИРО ВТОО «Союз художников России» (молодежное объединение).
Любовь к природе Байкала и уникальной культуре коренных народов, населяющих регион, стало основой для творческих поисков молодого керамиста. Ее работы имеют выраженный стиль и яркий национальный колорит, сочетая в себе традиции искусства Востока и техники современной скульптуры. Керамическая мелкая пластика представляет собой стилизованные изображения коренных жителей Прибайкалья — эвенков, тофаларов, бурят, выполненных в технике ручной лепки с дымлением или молочным обжигом.