— Какие строителям, девелоперам сейчас искать кредиты, надежных партнеров, подрядчиков и т.д., то есть быть в какой-то мере кризисными менеджерами?
— Опереться застройщикам, по сути, не на кого. Государственные меры поддержки, безусловно, помогают (льготное кредитование, льготные ставки по ипотеке), но если у компании нет запаса прочности, финансовой «подушки», доверия со стороны потребителей, то рассчитывать ей не на что. Конечно, и застройщики, и их подрядчики готовы во имя спасения пожертвовать маржой, но если мы говорим не о Москве и городах-миллионниках, то там маржа может не достигать и 10%, а значит, жертвовать особо нечем.
Работа при минимальной марже тоже не панацея. Во-первых, она закрывает доступ к банковскому финансированию, т.к. у банков весьма высокие требования к рентабельности проектов. Во-вторых, низкая маржа означает отсутствие средств на развитие и замещение активов, а значит, это все равно означает уход с рынка, только несколько позже, когда производственные активы будут изношены.
— Кто из строителей сейчас замораживал свои объекты и испытывал серьезные финансовые трудности — кто был не особо подготовлен к факторам риска и максимально подвержен им?
— Анализ состояния строительного рынка разных регионов выявил достаточно часто встречающееся явление: недостаточно устойчивое финансовое положение застройщиков. Это касается и лидеров региона, и компаний «второго эшелона». Следствием такого состояния дел стала недоступность проектного банковского финансирования для таких застройщиков. Это вынуждало их опираться исключительно на собственные средства и средства дольщиков.
После введения финансирования через эскроу-счета такие застройщики практически потеряли возможность привлекать средства дольщиков в связи с тем, что теперь деньги они получают не от дольщиков, чаще всего финансово неграмотных, а от банков, скрупулезно проверяющих своих заимополучателей.
В связи с этим часть застройщиков вынуждена просто прекращать свою деятельность: достраивают текущие проекты и уходят с рынка.