Статья поступила 13.05.2025 г. Статья одобрена к публикации 18.06.2025 г.
Современная система высшего образования активно трансформируется в ответ на технологические и социальные вызовы [3]. В вузах и других образовательных учреждениях всё шире внедряются дистанционные и смешанные форматы обучения, обеспечивающие студентам гибкость и возможность совмещать учёбу с работой, стажировками и другими видами деятельности [2]. Однако не все обучающиеся одинаково готовы к такой степени самостоятельности: некоторым требуются более жёсткие рамки и постоянная поддержка со стороны преподавателя, которые в большей степени характерны для очной формы.
В рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского (1982), а также исследований А.Н. Леонтьева (1975) подчёркивается, что результативность учебного процесса определяется не только внешними условиями (методологией, технологиями обучения), но и личностными факторами студента. К числу таких факторов относится способность к самоорганизации — умение ставить цели, планировать свою деятельность и контролировать ход её выполнения. При недостаточном уровне самоорганизации студент может испытывать значительные трудности в формате, где предполагается высокая автономия, например, при дистанционном обучении [6].
Цель — определить, каким образом самоорганизационные характеристики личности (планирование, управление временем, самоэффективность) влияют на выбор формы обучения (дистанционной, очной и смешанной) и помогают или затрудняют адаптацию студентов к образовательному процессу.
Задачи:
1. Изучить уровень самоорганизации (планирование, контроль, самоэффективность) у студентов 18–22 лет с помощью валидированных методов диагностики [3; 4].
2. Установить взаимосвязь между показателями самоорганизации и выбором формы обучения — очной, дистанционной или смешанной [2].
3. Разработать практические рекомендации по формированию у студентов навыков самоорганизации, необходимых для эффективного обучения в разных форматах [8].