Вегетативные расстройства (природа, клинические проявления и лечение) являются одной из актуальных проблем современной медицины. Как показали многочисленные эпидемиологические исследования, в популяции вегетативные нарушения, начиная с пубертатного возраста, встречаются в 25–80% случаев [2, 3]. Состояние здоровья и развитие подростка определяет здоровье индивидуума в последующие возрастные периоды [3, 5, 6].
По данным различных авторов, в последние годы во многих регионах России постоянно растет число подростков с расстройством вегетативной нервной системы (ВНС) [1, 7, 9]. Известно, что это приводит к снижению качества жизни подростка, ограничивает возможность выбора профессии и военной службы, негативно влияет на репродуктивное здоровье, ведет к формированию соматоформных расстройств у взрослых [7, 9, 10].
Значение психоэмоциональных факторов (конфликтные ситуации в семье и школе, нерациональные занятия, перегрузки), особенно на фоне предшествовавшей вегетативной дистонии (врожденной или приобретенной) (ВД), и социальных факторов (низкий экономический уровень жизни населения, наркомания, токсикомания, курение и алкоголизм) возрастает в подростковом возрасте [6, 9]. Внедрение в школьную программу экспериментальных методик обучения значительно увеличивает учебную нагрузку, приводит к деформации режима дня, переутомлению, что предрасполагает к развитию вегетативных нарушений [8]. Доказано влияние гиподинамии на развитие вегетативных расстройств: активизация двигательного режима школьников приводит к совершенствованию вегетативных функций [4].
Цель работы — исследовать распространенность вегетативных нарушений среди подростков общеобразовательной школы и гимназии с углубленным изучением иностранных языков, выявить влияние физических нагрузок на вегетативные функции подростков.
Проведено анкетирование 200 подростков 15–17 лет (112 девушек, 88 юношей) специальным опросником для выявления признаков вегетативных изменений при профилактических осмотрах, разработанным в отделе вегетативной патологии ММА имени И.М. Сеченова (Вейн А.М., Колосова О.А., Соловьева А.Д., 1981). Из них 100 подростков учились в обычной общеобразовательной школе, остальные 100 — в гимназии с углубленным изучением иностранных языков. В анкете, кроме стандартных вопросов, имелась графа о занятиях какими-либо физическими нагрузками (спортивные секции, танцевальные студии, тренажерный зал и т.д.). Таким образом, каждая группа из 100 подростков была поделена на две подгруппы: с физическими нагрузками и без них.