По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08

Связь психофизиологических факторов с расстройствами вегетативной нервной системы

Куташов Вячеслав Анатольевич заведующий кафедрой психиатрии и неврологии Института дополнительного профессионального образования Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, доктор медицинских наук, профессор, kutash@mail.ru

Вегетативные расстройства (природа, клинические проявления и лечение) являются одной из актуальных проблем современной медицины. В статье изучена распространенность вегетативных нарушений среди подростков общеобразовательной школы и гимназии с углубленным изучением иностранных языков, влиянием физических нагрузок на вегетативные функции подростков.

Литература:

1. Аникин В.В., Курочкин А.А., Кушнир С.М. Нейроциркуляторная дистония у подростков. — Тверь: «Губернская медицина», 2000. — 184с.

2. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / Под ред. А.М. Вейна. — М.: Медицинское информационное агентство, 1998. — 752 с.

3. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков // Под ред. Л.Т. Антоновой, Г.Н. Сердюковской. — М., 1993. — 394 с.

4. Емельянчик Е.Ю. Влияние активного двигательного режима на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции у школьников // Педиатрия. — 2003. — №2. — С. 4–9.

5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М., 1985. — 384 с.

6. Осадшая О.Ю. Индивидуально–типологические закономерности организации функционального состояния организма подростка // Автореф. дисс. … канд. мед. наук. — Волгоград, 2005. — 22 с.

7. Филькина О.М. и др. Состояние здоровья и пути совершенствования медицинской помощи детям старшего подросткового возраста. — Иваново: ОАО «Изд-во Иваново», 2004. — 240 с.

8. Шуткова А.Ю. Клинико-функциональная характеристика вегетативных нарушений у подростков в зависимости от интенсивности обучения // Автореф.т дисс. … канд. мед. наук. — Иваново, 2008. — 21 с.

9. Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Звездина И.В., Ямбольская Ю.А., Филькина О.М., Миронов И.Е. Морфофункциональные особенности подросткового возраста // Российский педиатрический журнал. — 1999, №2. — С. 31 — 36.

10. Spieth L., Harris C. Assessment of quality of life in children and adolescents: an integrative review // J. Pediatr. Psychol. — 1996. — V. 21. — P. 175–193.

Вегетативные расстройства (природа, клинические проявления и лечение) являются одной из актуальных проблем современной медицины. Как показали многочисленные эпидемиологические исследования, в популяции вегетативные нарушения, начиная с пубертатного возраста, встречаются в 25–80% случаев [2, 3]. Состояние здоровья и развитие подростка определяет здоровье индивидуума в последующие возрастные периоды [3, 5, 6].

По данным различных авторов, в последние годы во многих регионах России постоянно растет число подростков с расстройством вегетативной нервной системы (ВНС) [1, 7, 9]. Известно, что это приводит к снижению качества жизни подростка, ограничивает возможность выбора профессии и военной службы, негативно влияет на репродуктивное здоровье, ведет к формированию соматоформных расстройств у взрослых [7, 9, 10].

Значение психоэмоциональных факторов (конфликтные ситуации в семье и школе, нерациональные занятия, перегрузки), особенно на фоне предшествовавшей вегетативной дистонии (врожденной или приобретенной) (ВД), и социальных факторов (низкий экономический уровень жизни населения, наркомания, токсикомания, курение и алкоголизм) возрастает в подростковом возрасте [6, 9]. Внедрение в школьную программу экспериментальных методик обучения значительно увеличивает учебную нагрузку, приводит к деформации режима дня, переутомлению, что предрасполагает к развитию вегетативных нарушений [8]. Доказано влияние гиподинамии на развитие вегетативных расстройств: активизация двигательного режима школьников приводит к совершенствованию вегетативных функций [4].

Цель работы — исследовать распространенность вегетативных нарушений среди подростков общеобразовательной школы и гимназии с углубленным изучением иностранных языков, выявить влияние физических нагрузок на вегетативные функции подростков.

Проведено анкетирование 200 подростков 15–17 лет (112 девушек, 88 юношей) специальным опросником для выявления признаков вегетативных изменений при профилактических осмотрах, разработанным в отделе вегетативной патологии ММА имени И.М. Сеченова (Вейн А.М., Колосова О.А., Соловьева А.Д., 1981). Из них 100 подростков учились в обычной общеобразовательной школе, остальные 100 — в гимназии с углубленным изучением иностранных языков. В анкете, кроме стандартных вопросов, имелась графа о занятиях какими-либо физическими нагрузками (спортивные секции, танцевальные студии, тренажерный зал и т.д.). Таким образом, каждая группа из 100 подростков была поделена на две подгруппы: с физическими нагрузками и без них.

Для Цитирования:
Куташов Вячеслав Анатольевич, Связь психофизиологических факторов с расстройствами вегетативной нервной системы. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: