По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 392; 393 DOI:10.33920/nik-02-2102-09

Священный образ земли в мифологической картине мира

Архипова Светлана Вячеславовна аспирантка Московского гуманитарного университета, направление — «Культурология», профиль 24.00.01 — «Теория и история культуры» 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: svetara.ru@yandex.ru

Земля в мифологической картине мира является одним из важнейших элементов. Символизм матери-земли как основы, порождающей материю, является одним из наиболее распространенных символов в истории человечества. Это божественное начало и конец в религиозных представлениях. В данной статье автор пытается проследить истоки ассоциативных связей с образом Земли как неотъемлемой части современной картины мира. Аналитический материал, представленный в данном исследовании, будет полезен в прикладных целях для осмысления формирования эстетики современности.

Литература:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.

2. Башляр Г. Земля и грезы о покое / пер. с франц. Б.М. Скуратова. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2001.

3. Березкин Ю.Е., Дувакин Е.Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам: Е 1. Творение человека. — Объединенное гуманитарное издательство Ruthenia, кафедра русской литературы [Электронный ресурс]. — URL: http://ruthenia.ru/, совместный интернет-проект московского издательства ОГИ (www.ogi.ru) и кафедры русской литературы Тартуского университета (www.ut.ee/FLVE/ruslit/).

4. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. Художественное творчество как познание. «Археология» искусствоведения. Познание и стили искусства исторических эпох. — М.: Русский мир, 1997.

5. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.

6. Ефимов А.В. Колористика города. — М., 1990.

7. Злыднева Н.В. Белый цвет в русской культуре XX века. Признаковое пространство культуры / отв. ред. С.М. Толстая. — М.: Индрик, 2002.

8. Крамер С.Н. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. — М.: Центрполиграф, 2002. — 342 с.

9. Книшенко Ю.В. История первобытного общества и основы этнографии. — Ростов н/Д: ИРУ, 1965. — 140–141 с.

10. Небрат С.Г. Охра в погребальном обряде катакобных культур Северного Приазовья // Вестник Мариупольского государственного университета: серия: История. Политология. — Вып. 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka. ru/search?q=Небрат%20Сергей%20Геннадьевич&page=1, 2011.

11. Толстая С.М. Признаковое пространство культуры. — М.: Индрик, 2002.

12. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: в 2 т. / пер. с англ. М. Рыклина. — М.: Терра, 2001.

13. Фрезер Д.Д. Фольклор в ветхом завете. — М.: АСТ, 2003.

14. Элиаде М. Трактат по истории религий. — СПб.: Алетейя, 1999. — Т. 1.

15. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. — М.— Киев: ЗАО «Совершенство», Порт-Рояль, 1997.

16. Православная библиотека [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru.

17. Абхидхармакоша [Электронный ресурс]. — URL: https://lib.rin.ru.

18. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: от эпических теокосмогоний до возникновения атомистки. — М.: Наука, 1989.

1. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noye vospriyatiye. — M.: Progress, 1974.

2. Bashlyar G. Zemlya i grezy o pokoye / per. s frants. B.M. Skuratova. — M.: Izdatel'stvo gumanitarnoy literatury, 2001.

3. Berezkin YU.Ye., Duvakin Ye.N. Tematicheskaya klassifikatsiya i raspredeleniye fol'klorno-mifologicheskikh motivov po arealam: Ye 1. Tvoreniye cheloveka. — Ob"yedinennoye gumanitarnoye izdatel'stvo Ruthenia, kafedra russkoy literatury [Elektronnyy resurs]. — URL: http://ruthenia.ru/, sovmestnyy internet-proyekt moskovskogo izdatel'stva OGI (www.ogi.ru) i kafedry russkoy literatury Tartuskogo universiteta (www.ut.ee/FLVE/ruslit/).

4. Berger L.G. Epistemologiya iskusstva. Khudozhestvennoye tvorchestvo kak poznaniye. «Arkheologiya» iskusstvovedeniya. Poznaniye i stili iskusstva istoricheskikh epokh. — M.: Russkiy mir, 1997.

5. Bodriyyar ZH. V teni molchalivogo bol'shinstva, ili Konets sotsial'nogo. — Yekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo un-ta, 2000.

6. Yefimov A.V. Koloristika goroda. — M., 1990.

7. Zlydneva N.V. Belyy tsvet v russkoy kul'ture XX veka. Priznakovoye prostranstvo kul'tury / otv. red. S.M. Tolstaya. — M.: Indrik, 2002.

8. Kramer S.N. Shumery. Pervaya tsivilizatsiya na Zemle. — M.: Tsentrpoligraf, 2002. — 342 s.

9. Knishenko YU.V. Istoriya pervobytnogo obshchestva i osnovy etnografii. — Rostov n/D: IRU, 1965. — 140–141 s.

10. Nebrat S.G. Okhra v pogrebal'nom obryade katakobnykh kul'tur Severnogo Priazov'ya // Vestnik Mariupol'skogo gosudarstvennogo universiteta: seriya: Istoriya. Politologiya. — Vyp. 2 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/ search?q=Nebrat%20Sergey%20Gennad'yevich&page=1, 2011.

11. Tolstaya S.M. Priznakovoye prostranstvo kul'tury. — M.: Indrik, 2002.

12. Frezer Dzh. Zolotaya vetv': Issledovaniye magii i religii: v 2 t. / per. s angl. M. Ryklina. — M.: Terra, 2001.

13. Frezer D.D. Fol'klor v vetkhom zavete. — M.: AST, 2003.

14. Eliade M. Traktat po istorii religiy. — SPb.: Aleteyya, 1999. — T. 1.

15. Yung K.G. Dusha i mif: Shest' arkhetipov. — M.— Kiyev: ZAO «Sovershenstvo», Port-Royal', 1997.

16. Pravoslavnaya biblioteka [Elektronnyy resurs]. — URL: https://azbyka.ru.

17. Abkhidkharmakosha [Elektronnyy resurs]. — URL: https://lib.rin.ru.

18. Lebedev A.V. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. CH. 1: ot epicheskikh teokosmogoniy do vozniknoveniya atomistki. — M.: Nauka, 1989.

Эволюция человека палеолита Homo habilis сформировала тесную ментальную зависимость человека и земли-защиты, земли-основы, что нашло воплощение в архетипическом образе Земли, закрепляющем синергию существования. Человек, используя в качестве первобытного жилья пещеры, гроты, естественным образом защищенные объекты, существовал в режиме выживания, и каменные протожилища служили местом естественного укрытия.

Иррациональное восприятие мира первобытным человеком сформировало фундамент мифологии. Структурируя реальность, архаическая культура поместила в основание материального мира сакральный образ земли. Артефакты, обнаруженные в разных археологических слоях, позволяют сделать вывод, что в конце палеолита уже сформировались признаки религиозных культов, одним из которых стал ритуал погребения. Одним из таких примеров служит могильник (130 Т.Л средний палеолит) в пещерном комплексе Крапина, Хорватия. Костные останки человека были захоронены с останками животных, однако очевиден факт придания тела земле. Захоронения тотемных животных с предметами культа предполагают магическую взаимосвязь между религиозными символами и землей. Отделение образа земли от остального материального мира и его сакрализация акцентируется в работе А.Ф. Лосева «Античная мифология в ее историческом развитии», где этот образ рассматривается в разделе хтонической мифологии — как обладающий чувственной, природной основой. Земля, в своей первозданной мощи, сочетает одновременно и начало, и конец жизни: «Ползи к земле матери своей! Да спасет она тебя от небытия» [14].

Множество вариаций на тему обожествления в мифологии является признаком значимости и универсальности первообраза. Земля встраивается в логическую взаимосвязь источника и порождения, представляя аллегорический образ творца и его главного творения — человека из глины — «праха земного»: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.,19). Мифология, представляющая создание человека из глины или земли, распространена географически и обнаруживается в основании мифологического базиса многих архаичных культур. Так, австралийские аборигены (окрестности Мельбурна) верят в то, что «создатель Бунджил своим большим ножом срезал три крупных куска древесной коры, положил на один из них кусок глины и тем же ножом как следует вымесил ее. Затем он переложил часть глины на другой кусок коры и вылепил из нее человеческую фигуру» [3]. В сказаниях Таити сохранились представления о том, что «первая пара человеческого рода была создана верховным богом Таигароа. После сотворения мира он сделал человека из красной земли» [3]. В Палау встречаем: «Брат и сестра произвели людей из глины, замешанной на крови различных животных» [3]. У аборигенов острова Ну-ху-роа (Кайские острова) находим представление о том, что люди были «созданы из глины верховным богом Дуадлера, который вдохнул жизнь в свои глиняные создания». У Даяков (Сакарран острова Борнео) находим: «Первый человек был сотворен двумя большими птицами… Тогда птицы вылепили человека из сырой земли и влили в его жилы красную смолу». Индийцы племени корку (Индия) верят: «Раван, князь демонов на острове Цейлон, заметил, что горы Винджан и Сатпура безлюдны, и упросил великого бога Магадео заселить их людьми. Тогда Магадео (одно из имен Шивы) послал ворону отыскать для него муравейник из красной земли, и ворона нашла такой муравейник в Бетульских горах. Бог отправился на это место и, взяв горсть красной земли, сделал из нее два человеческих изображения — мужчину и женщину».

Для Цитирования:
Архипова Светлана Вячеславовна, Священный образ земли в мифологической картине мира. Ученый совет. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: