Эволюция человека палеолита Homo habilis сформировала тесную ментальную зависимость человека и земли-защиты, земли-основы, что нашло воплощение в архетипическом образе Земли, закрепляющем синергию существования. Человек, используя в качестве первобытного жилья пещеры, гроты, естественным образом защищенные объекты, существовал в режиме выживания, и каменные протожилища служили местом естественного укрытия.
Иррациональное восприятие мира первобытным человеком сформировало фундамент мифологии. Структурируя реальность, архаическая культура поместила в основание материального мира сакральный образ земли. Артефакты, обнаруженные в разных археологических слоях, позволяют сделать вывод, что в конце палеолита уже сформировались признаки религиозных культов, одним из которых стал ритуал погребения. Одним из таких примеров служит могильник (130 Т.Л средний палеолит) в пещерном комплексе Крапина, Хорватия. Костные останки человека были захоронены с останками животных, однако очевиден факт придания тела земле. Захоронения тотемных животных с предметами культа предполагают магическую взаимосвязь между религиозными символами и землей. Отделение образа земли от остального материального мира и его сакрализация акцентируется в работе А.Ф. Лосева «Античная мифология в ее историческом развитии», где этот образ рассматривается в разделе хтонической мифологии — как обладающий чувственной, природной основой. Земля, в своей первозданной мощи, сочетает одновременно и начало, и конец жизни: «Ползи к земле матери своей! Да спасет она тебя от небытия» [14].
Множество вариаций на тему обожествления в мифологии является признаком значимости и универсальности первообраза. Земля встраивается в логическую взаимосвязь источника и порождения, представляя аллегорический образ творца и его главного творения — человека из глины — «праха земного»: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.,19). Мифология, представляющая создание человека из глины или земли, распространена географически и обнаруживается в основании мифологического базиса многих архаичных культур. Так, австралийские аборигены (окрестности Мельбурна) верят в то, что «создатель Бунджил своим большим ножом срезал три крупных куска древесной коры, положил на один из них кусок глины и тем же ножом как следует вымесил ее. Затем он переложил часть глины на другой кусок коры и вылепил из нее человеческую фигуру» [3]. В сказаниях Таити сохранились представления о том, что «первая пара человеческого рода была создана верховным богом Таигароа. После сотворения мира он сделал человека из красной земли» [3]. В Палау встречаем: «Брат и сестра произвели людей из глины, замешанной на крови различных животных» [3]. У аборигенов острова Ну-ху-роа (Кайские острова) находим представление о том, что люди были «созданы из глины верховным богом Дуадлера, который вдохнул жизнь в свои глиняные создания». У Даяков (Сакарран острова Борнео) находим: «Первый человек был сотворен двумя большими птицами… Тогда птицы вылепили человека из сырой земли и влили в его жилы красную смолу». Индийцы племени корку (Индия) верят: «Раван, князь демонов на острове Цейлон, заметил, что горы Винджан и Сатпура безлюдны, и упросил великого бога Магадео заселить их людьми. Тогда Магадео (одно из имен Шивы) послал ворону отыскать для него муравейник из красной земли, и ворона нашла такой муравейник в Бетульских горах. Бог отправился на это место и, взяв горсть красной земли, сделал из нее два человеческих изображения — мужчину и женщину».