По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Свой бизнес: притяжение и опасения

Частная инициатива, изобретательность и готовность к риску предпринимателей являются мощным двигателем прогресса. Отношение к активным людям, занимающимся мелким и средним бизнесом, за последние 15 лет значительно улучшилось. Интерес россиян к занятости своим делом конвертируется и в практические шаги на этом пути.

Доля граждан, положительно относящихся к предпринимателям, увеличилась с 79 % в 2009 г. до 92 % в 2024 г. (+13 п. п.). Одновременно с 13 до 4 % (–9 п. п.) сократилась доля негативно настроенных. Позитивное восприятие предпринимательства характерно для граждан из всех социально-демографических групп, что говорит о его широкой общественной поддержке.

Одновременно с этим с 2008 г. вырос и интерес наших сограждан к открытию частного дела. Во-первых, в 2 раза увеличилась доля тех, кто называет себя предпринимателями (2008 г. — 4 %, 2024 г. — 10 %). Рост числа предпринимателей подтверждают и официальные данные ФНС: в прошлом году число индивидуальных предпринимателей (ИП) в России увеличилось на 378 тыс., до 4,3 млн, это почти на 10 % больше, чем в 2022-м.

Во-вторых, в текущем замере отмечен минимум тех, кто никогда не хотел свой бизнес (38 %, в предыдущие замеры — 42–55 %). В общей сложности почти половина граждан (2024 г. — 48 %) когда-либо хотели или хотят сейчас стать предпринимателями, что на 5–14 п. п. выше, чем в период мирового экономического кризиса в 2009–2013 гг. (34–43 %).

Существуют устойчивые социально-демографические и экономические факторы, определяющие предпринимательскую активность россиян и интерес к ней.

Типичный предприниматель — чаще это мужчина (12 % vs 9 % среди женщин), россиянин активного трудоспособного возраста (25–44 лет — 15–16 %), с высшим или незаконченным высшим образованием (15 %), с хорошим материальным положением (17 %), столичный житель (13 %), активный потребитель сети Интернет (14 % vs 2 % среди «телезрителей»).

Типичный россиянин, который хотел раньше и хочет сейчас открыть свое дело, — это также чаще мужчина (28 % vs 20 % среди женщин), россиянин молодого (42–45 % в группе 18–34 лет) или среднего возраста (33 % среди 35–44-летних), работающий в коммерческой сфере (32 % vs 22 % среди бюджетников), житель города-миллионника (33 %).

Типичный россиянин, который никогда не хотел и сейчас не хочет заниматься бизнесом, — чаще это женщина (45 % vs 30 % среди мужчин), россиянка старшего возраста (63 % в группе старше 60 лет), со средним образованием (46 %) или ниже (53 %), работник бюджетной сферы (50 % vs 30 % среди сотрудников коммерческих организаций), а также житель села (45 %) и тот, кто предпочитает телевидение в качестве основного источника информации (70 %).

Для Цитирования:
Свой бизнес: притяжение и опасения. Служба занятости. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: