Ключевые мотивы обращения к предпринимательской деятельности, согласно опросу, — желание зарабатывать тем, что нравится (63 %), и проявлять самостоятельность (55 %). То есть предприниматель — это не просто человек, который стремится больше зарабатывать. Это человек, который не хочет (или не может) работать в «чужой системе» (в найме), а хочет создать свою и реализовать собственные бизнес-идеи. Хотя молодые предприниматели не всегда ощущают, что у них есть предпринимательский талант (о таланте говорит каждый пятый) или перспективная идея (о ней говорит каждый шестой), это логично, так как успешность бизнеса покажет время.
Предпринимательство связано с такими ценностями, как свобода (свободный график, возможность выбора), творчество и самореализация, независимость и возможность делать то, что нужно людям. «То, что нужно людям» — это не только полезный товар или услуга. Предпринимательство может быть направлено на решение социальных проблем — тогда это социальное предпринимательство, особая категория, описанная в законодательстве.
Высокая квалификация и глубокие знания в той отрасли, в которой работает бизнес, большой стартовый капитал, уникальная бизнесидея — ключевые условия успешности бизнеса, по мнению опрошенных. Таким образом, в основе бизнеса лежит прежде всего интеллектуальный и финансовый капитал.
Личность основателя крайне важна для старта бизнеса. По мнению опрошенных, предприниматель — это упорный человек: он должен дождаться реализации бизнес-идеи и выхода бизнеса «в плюс», а до этого момента могут пройти годы. Второе качество — способность выстраивать отношения с людьми: начинающий предприниматель должен общаться с клиентами, партнерами, сотрудниками и регулятором.
Третье — умение принимать решения в условиях высокой неопределенности, так как на бизнес влияет большое количество экономических, социальных и политических факторов, из-за чего предприниматель должен быстро реагировать на возникающие риски или, наоборот, видеть открывающиеся возможности. Четвертое важное качество — оригинальное мышление, которое позволяет генерировать бизнес-идеи и решать «старые» задачи новыми способами.