По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Свое дело: мечта уступает реалиям

За последние 15 лет в России выросла доля тех, у кого уже есть собственный бизнес, сегодня это почти каждый десятый. Но предпринимательская «мечта» перестает быть массовой: новых энтузиастов почти не прибавляется, а число разочаровавшихся заметно увеличилось. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового опроса россиян об отношении к предпринимательской деятельности.

История бизнеса в современной России непроста: он развивался в условиях экономических трансформаций, неоднозначного общественного восприятия, кризисов и высокой регуляторной нагрузки. Последние 15 лет индекс восприятия предпринимательства уверенно рос и закрепился на высоком уровне, для большинства он стал позитивно воспринимаемой частью экономики.

И если еще 10 лет назад многие респонденты выбирали ответы «скорее хорошо», оставляя пространство для сомнений, то сегодня большинство уверенно называет вариант «хорошо», то есть доверие бизнесу в целом стало более определенным. Единственное поколение, чье отношение к бизнесу осталось сдержанным, — это поколение оттепели: видимо, дает о себе знать память о другом экономическом укладе.

Интерес к бизнесу в России в долгосрочной перспективе растет, но колеблется в зависимости от экономической ситуации. При этом пока большинство россиян попрежнему предпочитают оставаться в стороне от бизнеса.

При высоком положительном уровне восприятия предпринимательства в обществе в целом готовность лично включаться в бизнес остается ограниченной. Мужчины в этом вопросе значительно активнее, тогда как среди женщин индекс предпринимательской готовности почти в 1,5 раза ниже.

Наибольшую готовность проявляют миллениалы и поколение «цифры», именно они формируют ядро будущего предпринимательства. В то же время у старших поколений показатели снижаются, условный рубеж приходится на 40–45 лет, после которых не только резко сокращается предпринимательский потенциал, но и падает симпатия к бизнесменам.

Фактически предпринимательская инициатива сосредоточена в молодых и средневозрастных группах мужчин, а общественное одобрение бизнеса среди женщин не трансформируется в готовность к личному участию. Можно сказать, женская предпринимательская активность пока остается резервом, который может быть раскрыт при создании специальных условий и программ поддержки или при расширении ниш для женского бизнеса.

Отказ от предпринимательства складывается из сочетания личных и институциональных барьеров. Треть россиян, не желающих открывать собственное дело, объясняют это личными причинами: отсутствие интереса, предпринимательских качеств или необходимых знаний. Заметна и группа объективных ограничений: возраст, здоровье, пенсия. Существенную роль играют и представления о системных барьерах: высокие налоги, инфляция, слабая поддержка государства, высокая конкуренция, конкурентные и бюрократические сложности входа в бизнес. Часть опрошенных не готовы идти в бизнес, потому что не имеют стартового капитала, а также потому что их устраивает текущее место работы.

Для Цитирования:
Татьяна Смак, Свое дело: мечта уступает реалиям. Служба занятости. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: