В настоящее время развитие рынка ценных бумаг в России связано с повышением роли акционерного финансирования в деятельности компаний. При этом одной из популярных и динамично развивающихся форм финансирования инвестиций является первичное публичное размещение акций. Несмотря на давнюю известность и широкое применение публичного предложения за рубежом, в России этот процесс привлечения капитала стал применяться сравнительно недавно, поэтому представляет интерес для дальнейшего рассмотрения и изучения.
Для понимания сущности и экономического содержания первичного публичного размещения акций необходимо определить понятие IPO. В переводе с английского IPO (сокращение от Initial Public Offering) дословно означает первичное публичное размещение, применяется непосредственно к такому виду ценных бумаг, как акции, и подразумевает их допуск к торгам на фондовой бирже. При этом «первичным» IPO является не с точки зрения первичности продажи акций, а с точки зрения первичности выхода компании на публичный рынок и возникновения в связи с этим совокупности обязательств, в том числе по раскрытию информации. Под «публичным» понимается распространение акций среди большого числа институциональных и частных инвесторов [1, c. 6].
IPO предполагает следующие условия:
● первое предложение акций на рынке, то есть до этого предложения акции данной корпорации на организованном рынке не обращались;
● продавцом выступает эмитент ценных бумаг, при этом при структурировании сделки лид-менеджером консорциума в объем продаваемых акций могут войти акции, принадлежащие акционерам, но не в 100-процентном размере;
● публичное, то есть сделанное широкой публике, без ограничения, предложение, на которое может откликнуться любой заинтересовавшийся инвестор.
В современной российской экономической литературе толкование термина IPO появилось сравнительно недавно, после проведения в 2002 г. ОАО «РБК Информационные системы» первого IPO в России сразу на двух российских биржевых площадках — РТС и ММВБ [1, c. 7].