Экономическая деятельность таможенных органов играет важную роль в защите объективно значимых экономических потребностей страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию национальных стратегических приоритетов Российской Федерации (далее — РФ) [1].
Одним из ключевых результатов экономической деятельности таможенных органов как важной части их функционала являются таможенные услуги. Именно таможенная услуга — результат процессов, связанных с реализацией регулятивных, контрольных, экономических и информационноаналитический функций , а также удовлетворение потребностей участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД). Место таможенных услуг в системе таможенного дела отражено на рисунке 1.
Современная парадигма управления, отражающая стратегические цели развития таможенных органов, ориентирует их на предоставление качественных таможенных услуг как государству, реализующему интересы общества, так и участникам ВЭД. Эффективное управление качеством основывается прежде всего на четком понимании сущностных характеристик понятия «таможенная услуга».
В настоящее время не существует единого теоретико-методологического подхода к определению понятия «таможенная услуга», что в определенной мере обусловлено отсутствием кодифицированной таможенной терминологии и нормативного закрепления данного термина в действующих законодательных актах.
Базовым понятием в данном случае является понятие услуги. В общей теории услуг их рассматривают с разных позиций, а именно: как деятельность или действие, как процесс, товар, продукт труда или благо, а также как результат. Обобщая данные подходы, можно утверждать, что услуга представляет собой комплекс действий (т. е. процесс), направленный на удовлетворение запросов потребителей путем обеспечения полезности и поддержания требуемого уровня качества услуги.
Таможенная услуга принадлежит к особой категории услуг государственных, некоммерческих, потребительских с высокой степенью участия человека в производстве услуги. Впервые данное понятие появилось в обороте в 2004–2005 гг. в стратегических документах ФТС России. Вместе с тем еще в 1998 г. исследователем проблем таможенного дела В. В. Наумовым было отмечено, что «процедура, связанная с таможенным оформлением, рассматривается в качестве услуги, предоставляемой таможенными органами участнику ВЭД, а таможенные сборы за таможенное оформление — в качестве платы за эту услугу» [2, с. 23].