По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сущность и значение таможенных услуг в реализации функций таможенных органов

Гупанова Ю. Е. д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики таможенного дела, Российская таможенная академия 140015, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр., д. 4 Тел.: 8 (495) 500-13-57 E-mail: vl-rfei@mail.ru

В статье представлены результаты анализа сущности таможенных услуг и их значения в реализации функций таможенных органов. На основе обобщения научных подходов к исследуемому явлению выявлены особенности, виды таможенных услуг, классификационные основания и сформулированы концептуальные положения функционирования сферы таможенных услуг, необходимые для эффективного управления этими услугами.

Литература:

1. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru (дата обращения 05.06.2020).

2. Основы таможенного дела: учебник. — М.: Экономика, 1998.

3. Ершов А. Д., Евдокимов А. И., Доля А. Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: монография. — СПб.: Изд-во СПб филиала РТА, 2005.

4. Макрусев В. В., Суглобов А. Е. Таможенный менеджмент: учебник. — М.: Дашков и К, 2019.

5. Элова Г. В., Какорина М. В. Место таможенных услуг в формате института государственных услуг и особенности их типологии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2013. — № 3 (51).

6. Гупанова Ю. Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. — М.: РИО Российской таможенной академии, 2017.

7. Новиков А. Б., Грец М. Г. Перспективы правового регулирования государственных услуг в таможенной сфере // Ученые записки юридического факультета. — 2011. — № 21 (31).

8. Аксенов И. А. Механизм оказания государственных услуг в области таможенного дела: проблемы и принципы совершенствования: монография. — СПб.: Свое издательство, 2016.

9. Абрамов А. С. Механизм повышения эффективности и качества таможенных услуг в сквозном процессе таможенного контроля: автореф. дис. … канд. экон. наук. — Люберцы, 2019.

10. Немирова Г. И., Виниченко А. А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации. — М.: РИО Российской таможенной академии, 2017.

11. Гречкина О. В., Агамагомедова С. А. Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2016. — № 3 (39).

12. http://customs.ru/spisok_ gosuslug.

13. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

14. Матвеева О. П., Антонов А. Ю. Государственные таможенные услуги: качество и эффективность: монография. — Белгород: Изд-во БУПК, 2010.

15. Чечулин Ю. О. Формирование единого подхода к предоставлению таможенных услуг в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. — 2019. — № 2.

Экономическая деятельность таможенных органов играет важную роль в защите объективно значимых экономических потребностей страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию национальных стратегических приоритетов Российской Федерации (далее — РФ) [1].

Одним из ключевых результатов экономической деятельности таможенных органов как важной части их функционала являются таможенные услуги. Именно таможенная услуга — результат процессов, связанных с реализацией регулятивных, контрольных, экономических и информационноаналитический функций , а также удовлетворение потребностей участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД). Место таможенных услуг в системе таможенного дела отражено на рисунке 1.

Современная парадигма управления, отражающая стратегические цели развития таможенных органов, ориентирует их на предоставление качественных таможенных услуг как государству, реализующему интересы общества, так и участникам ВЭД. Эффективное управление качеством основывается прежде всего на четком понимании сущностных характеристик понятия «таможенная услуга».

В настоящее время не существует единого теоретико-методологического подхода к определению понятия «таможенная услуга», что в определенной мере обусловлено отсутствием кодифицированной таможенной терминологии и нормативного закрепления данного термина в действующих законодательных актах.

Базовым понятием в данном случае является понятие услуги. В общей теории услуг их рассматривают с разных позиций, а именно: как деятельность или действие, как процесс, товар, продукт труда или благо, а также как результат. Обобщая данные подходы, можно утверждать, что услуга представляет собой комплекс действий (т. е. процесс), направленный на удовлетворение запросов потребителей путем обеспечения полезности и поддержания требуемого уровня качества услуги.

Таможенная услуга принадлежит к особой категории услуг государственных, некоммерческих, потребительских с высокой степенью участия человека в производстве услуги. Впервые данное понятие появилось в обороте в 2004–2005 гг. в стратегических документах ФТС России. Вместе с тем еще в 1998 г. исследователем проблем таможенного дела В. В. Наумовым было отмечено, что «процедура, связанная с таможенным оформлением, рассматривается в качестве услуги, предоставляемой таможенными органами участнику ВЭД, а таможенные сборы за таможенное оформление — в качестве платы за эту услугу» [2, с. 23].

Для Цитирования:
Гупанова Ю. Е., Сущность и значение таможенных услуг в реализации функций таможенных органов . Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: